Потребление наркотиков среди молодежи

Роль муниципалитетов в обеспечении противодействия  потреблению наркотиков среди молодежи.

На фоне кризисных явлений российского общества в последние годы усилились асоциальные проявления в молодежной среде. Наиболее опасные из них связаны с ростом потребления наркотиков. Причём, наркомания, и без того бывшая уделом молодых, продолжает молодеть. К настоящему времени средний возраст первой пробы наркотиков снизился до 12 с половиной лет. По данным проводимых социологических опросов около 40% учащихся знают, где и как достать наркотические средства. Часть детей и подростков считают их потребление «престижной» формой поведения.

Все это диктует необходимость принятия серьезных мер, направленных на улучшение наркоситуации и повышение эффективности профилактической антинаркотической работы, особенно в детско-подростковой и молодежной среде.Именно поэтому в целях консолидации усилий органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан по противодействию распространения наркомании, в июне 2010 года Указом Президента Российской Федерации (№690) утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, которая определила основные направления антинаркотической политики, меры по организации и координации деятельности ее субъектов на новом, более высоком качественном уровне.

В документе впервые заострено внимание на том, что руководство антинаркотической деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации осуществляют в рамках своих полномочий руководство антинаркотической деятельностью на территории субъектов Российской Федерации, а главы муниципальных органов местного самоуправления – на территориях муниципальных образований. Стратегией предусмотрен ряд мер, направленных на повышение роли и значения антинаркотических комиссий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В наркоситуация в целом по стране, остаётся напряженной, несмотря на предпринимаемые меры. Причина – общее расширение наркоэкспансии, а также удобное для трафика наркотиков из Азии в Европу положение республики и её относительно стабильное социально-экономическое положение.

Растёт численность состоящих на учете больных наркоманией и эпизодических потребителей наркотиков. Результаты анализа сведений, получаемых в ходе мониторинга наркоситуации, показывают, что подавляющее большинство наркопотребителей находятся в возрастной группе до 30 лет. Наибольшее число потребляющих наркотические средства зарегистрировано в наиболее промышленно развитых и густонаселённых городах.

За последний год численность наркоманов возросла на 4,6% и составила 5697 человек. Среди них 4 несовершеннолетних, 8 – в возрасте 18-19 лет. Двое учатся в школах, 41 – в учреждениях профессионального образования, 20 – в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Численность эпизодических потребителей за год увеличилась на 8,8% и составила 2977 человек. Несовершеннолетних среди них 27 человек, а четверым нет даже 14 лет. 231 являются учащимися и студентами. В возрасте до 20 лет на учёте находится 79 потребителей наркотиков. Ещё 137 выявлено при прохождении военно-врачебной комиссии в весеннюю и осеннюю призывные кампании 2010 года.

Одним из признаков напряженности наркоситуации является и рост смертности от отравления наркотиками. За год она увеличилась на 8,5%. За последние семь лет от передозировок наркотиков и психотропных веществ погибло более 1800 жителей региона, 38,2% из которых приходилось на возраст до 30 лет.

В 2010 году доля молодых людей в общем числе лиц, привлеченных к уголовной ответственности за наркопреступления, составила практически 50% (47,2%). Среди них – 49 несовершеннолетних и 1347 человек в возрасте от 18 до 29 лет. 50,5% молодых людей принимали участие в совершении наркопреступлений, связанных со сбытом наркотиков. В групповые формы преступности было вовлечено 198 молодых людей, из них 5 – несовершеннолетние.

По сравнению с 2004 годом число школьников и студентов, привлеченных к уголовной ответственности, возросло в 4 с лишним раза. Руководители и педагоги школ, учреждений среднего и высшего специального образования ряд лет уверяют, что всё в порядке и у них нет потребителей наркотиков, а между тем учреждения образования то и дело фигурируют в наших сводках.

Проблем с наркотизацией молодежи много и ряд из них очень острые, на некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее.

Одна из проблем связана с потреблением (в том числе в групповых формах) очень опасного для жизни синтетического наркотика «дезоморфин». Его изготавливают из лекарственных кодеиносодержащих препаратов и других доступных компонентов. По региону за 2010 год выявлено 267 «дезоморфинщиков», потреблявших наркотики в притонах, возбуждено 274 уголовных дела, привлечено 154 лица, из которых 37,7% моложе 30 лет. В подавляющем большинстве наркопритонов, а их ликвидировано в истекшем году 112 – 80% использовались для изготовления и потребления дезоморфина. Потребление дезоморфина имеет тенденцию к быстрому росту (а это связано, в основном, с его низкой ценой по сравнению с другими наркотиками) – за последние 5 лет более чем в 50 раз увеличилось число наркоманов, «подсевших» на дезоморфин, их численность достигла 2,7 тыс. человек. К сожалению, сегодня из-за добровольного характера постановки, на наркологическом учёте состоит не более четверти выявленных правоохранительными органами потребителей дезоморфина.

Следует отметить, что в официальную статистику также не попадают молодые люди, пострадавшие от последствий потребления новых видов психоактивных веществ, получивших широкое распространение в среде подростков и молодежи. Последние два года в медицинские учреждения все чаще поступают молодые люди в состоянии крайне тяжелого отравления, вызванного потреблением курительных смесей (спайсов) и порошкообразного препарата, содержащего мефедрон. Вышедшие в 2010 году постановления Правительства Российской Федерации запретили оборот 26 видов курительных миксов и мефедрона, вызывающих сильнейший психоз, нарушение деятельности головного мозга и даже формирование слабоумия.

Однако на наркорынок выводятся новые виды психоактивных веществ, еще не вошедших в списки запрещенных, с теми же характеристиками, но с несколько другой формулой. Они активно рекламируются и реализуются через Интернет в качестве легальных заменителей курительных смесей, а также предлагаются под видом солей для ванн, минеральный удобрений, средств для уничтожения насекомых.

Результаты анализа динамики структуры наркорынка свидетельствуют о некотором снижении распространения такого наркотического средства как героин. В «уличном героине» он все чаще встречается сильно разбавленный, иногда достаточно опасными добавками. Содержание активного вещества, несмотря на имеющее место относительно значительное содержание (до 26%, а в единичных случаях и более), в среднем составляет около 2,5% в распространяемой смеси наркотика. Кроме этого, в последние годы органами наркоконтроля пресечена деятельность преступных группировок, занимающихся поставками и сбытом героина на территорию республики. Все это приводит к дальнейшему росту доли дезоморфина и курительных смесей в общей структуре наркопотребления, а аптечные сети способствуют этому увеличением продаж кодеиносодержащих лекарственных препаратов. Как свидетельствует статистика, с 2004 года объем их продаж увеличился почти в 50 раз.

Эпидемическое распространение наркомании в молодежной среде может остановить эффективная работа по раннему выявлению фактов незаконного потребления наркотиков с целью своевременного оказания медицинской и социальной помощи потребителям.

По данным мониторинга наркоситуации число состоящих на учете больных с диагнозом «наркомания» сократилось по сравнению с 2009 годом в 13 муниципальных образованиях, потребителей наркотиков – в 19 городах и районах республики.

С уверенностью можно сказать, чтоснижение количества учтенных наркоманов и потребителей либо их отсутствие в отдельных муниципальных образованиях не соответствует основным показателям развития наркоситуации по итогам 2010 года и требует проведения проверки достоверности данных наркологических учреждений по постановке на учет. Не исключено, что в отдельных случаях может иметь место и административное давление с целью создания видимого благополучия в картине распространенности наркологических заболеваний среди населения.

Более достоверной картина распространенности наркомании может стать при проведении добровольного тестирования школьников и студентов. Принято решение о ежегодном добровольном медицинском тестировании учащихся образовательных учреждений республики на предмет выявления фактов потребления наркотических средств. На прошедшем 18 апреля заседании Президиума Госсовета России «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодежи» данный вопрос рассматривался в числе основных.

Другая проблема связана с медико-социальной реабилитацией наркозависимых. Недостаточная эффективность организации оказания наркологической медицинской, педагогической, психологической и социальной помощи больным наркоманией является серьезной проблемой в данной сфере. Несмотря на то, что в республике начиная с 2007 года количество больных наркоманией, прошедших стационарное лечение увеличивается, удельный вес наркобольных, пролечившихся в наркологических учреждениях и прошедших после этого медико-социальную реабилитацию, сократился. По данным, представленным в рамках мониторинга наркоситуации, в Республике по итогам 2010 года 7687 больных прошли стационарное лечение (из них 32 несовершеннолетних), и менее 200 медико-социальную реабилитацию (из них 7 – несовершеннолетние). Сложно назвать данные цифры достаточными, т.к. после лечения без соответствующей реабилитации, в большинстве случаев, человек попадает в ту же самую среду, и рано или поздно он снова возьмется за старое.

Результаты предыдущих лет антинаркотической работы однозначно предполагают, что эффективность реализации антинаркотической политики во многом будет зависеть от уровня финансового обеспечения мероприятий, включенных в целевые программы. Республиканской целевой программой по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы предусмотрено выделение бюджетных средств в размере 45,9 млн. рублей, а муниципальные образования республики в ближайшие 5 лет профинансируют антинаркотическую деятельность в размере 112 млн. рублей. Хочется надеяться, что запланированные на реализацию антинаркотических мероприятий финансовые средства будут выделены в полном объеме.

Практика показывает, что нередко для первой пробы молодежь использует произрастающие в республике наркосодержащие мак и коноплю. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года в качестве одной из задач ставит ликвидацию сырьевой базы нелегального наркопроизводства путем совершенствования системы выявления незаконных посевов и очагов дикорастущих наркосодержащих растений.

В результате проведенных в прошлом году в рамках операции мероприятий сотрудниками правоохранительных органов выявлено 740 преступлений и 298 административных правонарушений, изъято более 100 кг наркотиков. К уголовной ответственности привлечено 474 лица. В ходе операции выявлено 2 посева и 77 очагов культивируемых и дикорастущих наркосодержащих растений общей площадью 155 гектаров, на которых уничтожено 188,7 тонн мака и конопли, достаточных для изготовления почти 20 миллионов доз наркотиков.

С учетом того, что одним из важных направлений в работе по профилактике наркомании среди подростков и молодежи является проведение комплекса мероприятий в период летнего отдыха, в то время когда многие подростки не заняты общественно-полезной деятельностью, необходимо обратить внимание на организацию летних лагерей. Следует не только привлекать, но и поощрять деятельность молодежных организаций, которые выступают, прежде всего, за здоровый образ жизни. Вовлечение молодежи в спортивные, массовые и иные формы позитивной деятельности служит важным элементом профилактической составляющей антинаркотической работы «на земле». Анализ показывает, что это – самая массовая и действенная база антинаркотической работы в детской и подростково-молодежной среде.

Повысить эффективность профилактики асоциальных явлений в подростково-молодежной среде может организация досуга, развитие системы досуговых учреждений – клубов по интересам, спортивных секций, кружков, подростковых клубов, деятельность которых ориентирована на формирование приоритетов ведения здорового образа жизни. К сожалению, доступность подобных учреждений, по мнению респондентов, является одним из проблемных вопросов: 30,5% опрошенных считают их количество недостаточным.

При этом необходимо вести грамотную информационную политику в средствах массовой информации. Здесь важно показать, что употребление наркотиков – это не факт приобщения к какой-то особой касте, модной субкультуре, а это, по сути, шаг, который ведет к деградации и к смерти. Здесь следует отметить, что при смещении основных акцентов в реализации программных мероприятий «на землю» местные администрации могли бы более активно задействовать городскую и районную печатную и электронную прессу, наружную рекламу на данном направлении. 28,3% из опрошенных учащихся высказывают мнение, что ситуацию с незаконным распространением и потребление наркотиков может изменить усиление антинаркотической пропаганды.

Все основные проблемы «местного» уровня, предопределяющие степень и качество реализации программных мероприятий, разрешаются на заседаниях действующих в каждом городе и районе антинаркотических комиссий, выявляющих «горячие точки» наркоситуации и обеспечивающих концентрацию усилий всех субъектов, участвующих в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и профилактике наркомании, именно на них. Работа комиссий должна строиться в соответствии с положением об антинаркотической комиссии в субъекте РФ.

Сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них — это очень масштабная комплексная задача, решение которой зависит от множества факторов, а особенно от уровня и качества жизни населения и возможностей для каждого молодого человека с максимальной полнотой реализовать себя как личность, как профессионала, как гражданина, расти по творческой и служебной лестнице. Значимость антинаркотической деятельности в современных условиях требует усиления личного контроля со стороны глав муниципальных образований за решением молодежных проблем, в том числе за реализацией программ по противодействию незаконному обороту и потреблению наркотиков, формированию здорового образа жизни, привлечению молодежи к занятиям спортом, приобщению подрастающего поколения к общественно- полезной деятельности.

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 человек, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *