Детские и подростковые неврозы

Пристальное внимание общественности к здоровью подрастающего поколения непосредственно связанное с функционированием российских школ, выявило ряд заболеваний (причём массового характера), о которых несколько десятков лет назад и речи не могло быть. Среди них на одном из первых мест значится так называемый «школьный невроз».

Сегодня время перегрузок. Мы, взрослые, испытываем постоянные стрессы, что же говорить о наших детях. Можно ли предотвратить школьные неврозы?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно хорошо понимать причины возникновения этого состояния.

У одних детей невротические расстройства возникают еще до школы. Считается, что неврозы могут возникать как последствия не очень благополучного течения беременности, родов, первых лет жизни ребенка. Возможной причиной могут быть черепно-мозговые и психологические травмы, частые, длительные болезни, тяжелые хронические заболевания. Когда такой ребенок приходит в школу и ситуация не очень адекватна его возможностям, у него, конечно, может возникнуть невротическое расстройство.

Вторая причина невроза — это разного рода психотравмирующие ситуации, которых у наших детей больше чем достаточно. Это и конфликты в семье, на которые взрослые часто не обращают внимания, и алкоголизм родителей, и какие-то ситуации, связанные с очень жесткими требованиями старших. Жесткие требования родителей, которые ребенок не может выполнить, — это стресс, и он тоже может привести к неврозу.

Задумывался ли кто-нибудь из пап и мам, как чувствует себя их ребенок, ожидая каждый день вопрос «Что получил?», особенно если получил не бог весть что? Особенно если за честным ответом об очередной неудачи обычно следует либо упрёк, либо многозначительные вздохи, а то и взбучка на повышенных тонах.

Еще один фактор, приводящий к неврозу, возникает у очень многих детей с началом систематического обучения — это стресс ограничения времени. Мы говорим о том, как важно соблюдать режим, как важно дать ребенку время на разрядку, на отдых, как важно постоянно не подгонять его. Но, к сожалению, школьная ситуация заставляет родителей действительно устраивать гонку с препятствиями. И ребенок буквально с момента пробуждения слышит «быстрее»: быстрее вставай, быстрее одевайся, быстрее ешь, быстрее шагай, быстрее двигайся, быстрее думай, быстрее пиши. Физиологи считают, что причиной школьных неврозов является стресс ограничения времени, постоянная подгонка.

С точки зрения физиологии, неврозы являются следствием нарушения взаимодействия правого и левого полушарий мозга. Известно, что формированию неврозов способствует левополушарный акцент в обучении, что происходит в большинстве стандартных школ. Когда ребенок начинает посещать школу происходит чрезмерная стимуляция еще слабо развитых функций левого полушария и торможение функций правого полушария.

Естественные для правополушарных детей затруднения по русскому языку и математике не уменьшаются в первых классах школы, а возрастают, если с ними бороться с помощью давления, жесткого контроля, требований «все делать без помарок и ошибок». Родители и педагоги нередко расценивают невротические расстройства как отсутствие волевой (сознательной) регуляции поведения и усиливают моральные требования. В этом случае ребенок перестает усваивать не только требования, но и всю знаковую информацию: «не слышит», «не видит», постоянно испытывает усталость. Это вступает в действие защитная функция правого полушария, не допускающего осознания неприемлемых для него переживаний.

В результате — неврастения, наиболее распространенный невроз. Помочь детям, больным неврастенией, можно, если уменьшить перегрузку левого полушария и эмоционально активизировать работу приторможенного правого полушария. При этом будет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс в работе головного мозга.

В школьном возрасте могут возникать навязчивые опасения сделать что-либо не так, как нужно. Вслед за сомнениями в правильности своих действий приходит неуверенность и, вместе с этим, болезненно заостренное чувство долга, обязанности, ответственности. Чрезмерные требования к себе часто сочетаются с давлением родителей, обладающих гиперсоциальной направленностью личности. Таким образом создается запредельный режим работы левого полушария. Постоянное перенапряжение нервно-психических сил приводит к хроническому стрессу. Проявляется это в постепенно нарастающем чувстве усталости, расстройстве внимания, головных болях.

Главный рецепт профилактики невроза у детей — не следует создавать стрессовые и психотравмирующие ситуации.

Не менее важно и для родителей, и для педагогов знать о том, как увидеть первые признаки ухудшения состояния, ведущие к подобным расстройствам. При этом важно уметь наблюдать и видеть изменения в состоянии ребенка, уметь слушать и слышать его жалобы.

Школьный невроз лучше поддаётся коррекции на его ранних стадиях, для эффективной борьбы с ним потребуется дипломатичный контакт с администрацией школы и педагогом, возможно, консультация психолога, ненавязчивое внимание родителей и эмоционально – тёплая атмосфера дома. Понадобятся свежи фрукты и сырые овощи, а также соки из свежих фруктов и сырых овощей, витамины группы В.

Следует обратить внимание на:

  • — беспокойный сон и долгое засыпание;
  • — частые слезы и очень резкую смену настроения;
  • — появление разных страхов;
  • — появление «навязчивых» движений (подергивание мышц лица, шеи, беспокойные движения рук, ног и т. п.) ;
  • — появление запинок в речи;
  • — появление жалоб на головные боли, боли в животе и т. п.

Все эти признаки — сигналы неблагополучия в состоянии ребенка.

Помощь же должна выражаться в психологической разгрузке. Детям необходимы яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни. Также можно помочь детям, страдающим неврозом страха.

Как показывают исследования, и взрослому человеку после продолжительного умственного труда требуется эмоциональная разрядка в виде двигательной активности, музыки, танцев, общения, то есть в правополушарной деятельности. Те, кто умеет сочетать оба вида деятельности, менее всего подвержены невротическим расстройствам.

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 человек, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *