Условия душевного здоровья

В начале нашего разговора давайте определимся, что мы будем понимать под душевным (или психологическим, кому как нравится) здоровьем. Опишу его так, как я его понимаю и вижу.

Душевное здоровье означает, во-первых, наше соответствие самим себе, то есть нашу внутреннюю цельность и самопринятие: принятие своих чувств, своих выборов, своих поступков, причём вне зависимости от того, как мы сами их оцениваем (как верные или ошибочные). Здоровый человек даже свои ошибки принимает, что позволяет ему делать из них выводы, извлекать уроки, и жить дальше, умудренным опытом.

Во-вторых, душевное здоровье означает соответствие нашей «внутренней жизни» и «внешней действительности» (нашего субъективного восприятия жизни и объективных обстоятельств).

В-третьих, оно означает нашу способность к конструктивному (то есть разумному, взаимному) общению с другими людьми. В-четвертых, — нашу способность к самоосуществлению, то есть к созидательной, творческой деятельности, в которой мы реализуем свои смыслы и свои возможности – всё то, на что мы способны.

Что же может нам помочь своё душевное здоровье сохранять и приумножать (то есть выздоравливать и расти)?

В общем-то, заповеди здоровой жизни уже неоднократно давались многими учителями человечества. Однако все они не так-то просты к исполнению. И возможно, сложность этих заповедей отчасти заключается в том, что они преподносятся в форме предписаний неких действий, которые нужно или не нужно совершать (не убий, не укради, возлюби Бога своего,…). Но при этом не даётся никаких пояснений к тому каковы внутренние механизмы таких действий. Остаётся совсем непонятным – «Как?!»: «Что делать, чтобы делать так, чтобы мочь поступать так?», «Как так жить?», «Что может позволить мне так поступать (или не поступать), что может мне помочь жить здоровой жизнью, жить счастливо, жить так, чтобы хотелось жить?».

Поскольку я психолог, а не учитель, то я попробую подойти с психологической точки зрения и описать какие внутренние действия, какое отношение к себе и к другим могут быть залогом психологического здоровья. Все эти правила естественным образом связаны друг с другом и вытекают один из другого.

1. Слушать и слышать себя.

Прислушиваться к своим чувствам, к тем внутренним силам, которые и есть – я-живой, я-человек. Зачастую мы пренебрегаем своими чувствами и вообще связью с самими собой, делая выбор в пользу неких внешних ориентиров и мнений, из желания получить одобрение или страха неодобрения, из страха боли от того, что нас не заметят, недооценят, отвергнут.

Теряя контакт со своей душой (со своими чувствами, смыслами, своей внутренней истиной), мы утрачиваем самую главную жизненную опору – самого себя. Когда нас нет, тогда уже нет ничего: жизнь теряет смысл и вкус, а мы деградируем, превращаясь из творца и созидателя в потребителя, позёра, страдальца.

2. Выбирать себя (не предавать себя).

Слушая себя, себя не предавать, делать выбор в пользу того, что слышится и чувствуется, делать выбор в пользу себя, жить, исходя из собственных смыслов, из чувства самого себя. При этом важно понимать, что чувства всегда точны, они всегда отражают действительность, но может быть неверная интерпретация (понимание) того, что чувствуется. Неверная интерпретация своих чувств бывает, когда человек предпочитает руководствоваться концепциями (мнениями), а не доверять своей душе. Понимать свои чувства нужно учиться.

3. Поступать (жить) по совести.

В отношениях с людьми руководствоваться золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой».

Как мы относимся к себе?

Позволяем ли мы себе пренебрегать, отвергать, высмеивать себя или другого?

Хотим ли мы, чтобы нас уважали, нас слышали, нам сочувствовали (не жалели, а чувствовали жизнь вместе с нами, сопереживали то, что переживаем мы)? А мы сочувствуем ли, сопереживаем ли? И, прежде всего, умеем ли мы, хотим ли – сочувствовать самим себе, понимать себя, относиться к себе так, как мы могли бы отнестись к другому важному, ценному, любимому человеку? Ведь, если мы не относимся к себе как к живому человеку, не понимаем себя, то мы не отнесёмся так и к другому – некому будет относиться с сочувствием.

Насколько мы честны, искренни? Не так важно, знают другие или не знают о том, в чем именно, как и кому мы солгали, ведь мы могли солгать только самим себе, но ведь и мы тоже являемся своим обществом, поскольку наша личность создана из множества людей. Что такое ложь? Ложь – это не только слова неправды. Ложью является любое действие или отношение, в котором мы отступаемся от другого человека, от своей внутренней истины, от самих себя.

Чистая совесть – один из главных факторов душевного здоровья.

4. Не избегать душевной боли.

Проживать все свои чувства, какими бы болезненными они ни были.

Когда мы избегаем переживания душевной боли, мы создаем предпосылки для внутреннего разделения: то, что в нас болит и требует внимания, мы отделяем от себя, стараясь изолировать, не замечать, убрать. Однако переставая испытывать боль в результате потери чувствительности к ней, мы не решаем причину боли, но только усугубляем её. Вместе с анестезией, с уменьшением чувствительности к боли мы «убираем» и часть себя из своего осознавания. И эта часть уже как бы не наша – мы её отвергли, мы не хотим её знать и видеть. Наша внутренняя раздробленность растёт. Так мы теряем целостность, а с ней – и своё душевное равновесие и здоровье.

Путь избавления от душевной боли прямо противоположен усилиям от неё избавиться, он состоит в принятии и переживании её. Тогда в боли, проживая её, мы соединяемся с тем, чего мы не можем допустить, и высвобождаем сдерживаемое движение души. Напряжение ослабляется и боль уходит… Как ни странно это может звучать, но действительно избавиться от боли можно только погрузившись и прожив её до основания. Народная мудрость гласит: «Душа растет через боль». Всякая боль исчерпывается, и только исчерпавшись (когда мы её испили до дна), она наполняет наше сердце силой любви, радости и покоя. Только тогда время действительно лечит.

5. Действовать: проявлять инициативу, выбирать.

Искать причины своих поступков не вовне себя (родители, правительство, обидчики, обстоятельства), а в самом себе (я причина такой моей жизни, которой я сейчас живу, и всё, что происходит в ней, дело моих рук). Видеть себя причиной всего, что происходит или не происходит в моей жизни: своих ошибок, своих успехов и неудач, своих радостей и печалей. «Не объясняйте свои действия действиями других людей».

Здесь возникает тема ответственности, но важно понимать, что значит быть ответственным. Ответственная позиция берет своё начало в осознавании своих желаний. Проще говоря, ответственная позиция исходит, прежде всего, из личного «хочу»: «Я хочу и я делаю!». У нас в обыденном понимании слово «ответственность» часто связано с обязанностью и долгом: ответственный человек – человек долга. Однако здесь непременно нужно сделать уточнение: долг ответственного человека – это не принуждение себя к чему-то извне, это не насилие над собой, а свое собственное желание, оформившееся в личную необходимость. Источник долга ответственного человека – это его личная инициатива, его внутренняя необходимость, его личное (а не общественное!) «надо», берущее своё начало в его живом «хочу!».
Итак, прислушиваясь к себе, к своим желаниям, к своим побуждениям, выбирая себя и учитывая окружающих, разрешая себе испытывать любые чувства, решаться на свои собственные инициативные действия, поступки – рисковать жить.

6. Принимать свои выборы и поступки. Разрешить себе право на ошибку.

Совершая свои, ощущаемые как личная необходимость, поступки, принимать любые следствия своих поступков. Как это, быть может, ни покажется парадоксальным, но только в том случае, если мы даём себе право на ошибку, мы имеем возможность извлечь из неё опыт и двигаться дальше, совершать иные выборы. Если же мы не говорим своего «да» тому, что уже произошло, не признаем своего поступка, сопротивляемся произошедшему, хотим, чтобы того, что уже произошло, не было, обвиняем себя или оправдываем, ищем виноватых, тогда мы зависаем всё в той же ситуации.

Это позволение быть тому, что уже сделано, что уже произошло, признание своего тогдашнего выбора, признание своего авторства, не означает, что мы выбираем и дальше так действовать. Напротив, это становится основанием для иного выбора. Мы можем сказать: «Увы», мы можем быть расстроенными, но все же признавать свой поступок: «Да, я поступил так, я так решил». Тогда мы не теряем целостность, не разрываем себя на части внутренним противоборством, мы извлекаем урок и идём дальше, обогащенные полученным жизненным опытом.

Итак, чтобы получать опыт, чтобы учиться и мочь действовать иначе, необходимо признавать себя в том, что тобой совершено…

Разумеется, все эти условия весьма непростые. Чтобы мочь так жить, необходимо вначале обнаружить те причины, те основания, которые так жить не позволяют, мешают; обнаружить то, в связи с чем мы так не живем, а также обнаружить то, что может позволить и помочь жить так – жить, сохраняя и преумножая своё душевное здоровье. Нужно обнаружить свои выборы: что именно, почему, для чего, как и в каком случае, мы выбираем, и от чего отказываемся, как эти выборы влияют на нашу жизнь, как мы живем и как хотим жить…

Кроме того, важно понимать, что никакого окончательного здоровья быть не может: здоровье — это всегда некий континуум, некая протяжённость между большей и меньшей внутренней согласованностью, слаженностью, гармоничностью, целостностью. Болезнь, нездоровье есть движение к раздробленности, внутренней разобщённости — она есть свидетельство разрушения чего-то, нарушения связности, цельности, полноты. Однако, нередко именно болезнь бывает залогом будущего выздоровления, приумножения целостности, качественного преображения: чтобы что-то обрести, зачастую необходимо прежде что-то потерять, что-то претерпеть, что-то пережить, прожить и выжить, а это всегда непросто, а зачастую и мучительно.

Более того, через такие болезни-выздоровления каждый человек в своей жизни проходит неоднократно, и тем в большей степени, чем больше он рискует двигаться, действовать, приобретать опыт — жить. Болезнь и выздоровление — два непременных условия душевного и духовного развития, и без них не бывает никакого внутреннего роста.

Помочь в исследовании собственной души, в принятии болезни и движении сквозь неё — к выздоровлению, к обретению большей полноты жизни, — может психолог. Причём следует уточнить, что задача психолога состоит не в том, чтобы поучать или давать советы (психолог не умнее остальных людей, он также болеет, и порой тяжелее, но и опыт выздоровления зачастую имеет больший), а в том, чтобы помочь обратиться к тем сторонам внутренней жизни, которые до сих пор находились вне зоны внимания, и получить некий новый опыт. Этот новый опыт и может стать тем основанием, опираясь на которое, можно совершить принципиально новый шаг, ведущий к новой жизни.

Ляшенко В.В., клинический психолог
+7 (926) 811-31-65
v-psy@list.ru
http://v-psy.ru/
г. Москва, м. Новослободская

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 человек, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *