Стигматизация наркозависимых: понятие и основные подходы (часть-4)

Кроме того, СМИ причастно и к распространению неких мифов о наркотиках. Среди мифов, распространяемых СМИ, а именно из них подавляющее большинство молодежи (основная целевая группа) узнает львиную долю информации о наркотиках, можно выделить четыре главных:

 1) чрезвычайная легкость с какой человек привыкает к наркотикам (часто приходится слышать об одном «роковом» употреблении, в результате которого ребенок, в прошлом отличник и спортсмен, становится законченным наркоманом);

 2) крайняя трудность, фактически невозможность отказа от наркотиков тех, кто попал от них в зависимость;

 3) одинаковый вред всех наркотиков – иногда приходится слышать, что разделение наркотиков на «легкие» и «тяжелые» существует только в сознании наркомана;

 4) одинаковая уязвимость всех людей перед наркотиками – наркомания косит всех подряд, вне зависимости от типа личности, пола, национальной принадлежности и социального слоя.

Средства массовой информации поддерживают стигму, представляя общественности узко сфокусированные истории, основанные на стереотипах и предубеждениях.

На основании исследований СМИ выявлены характеристики стигматизируемых, которые усиливают предубежденность стигматизаторов. В отношении потребителей наркотиков, эти характеристики легко могут быть обнаружены в публикациях СМИ в описаниях «типичных наркоманов».

Обычно сами журналисты в беседе со специалистами, просят дать им некую обобщенную характеристику. Итак, «типичный наркоман» это молодой человек, с «типичной внешностью» (чаще молодых людей, увлекающихся альтернативной музыкой), безработный. Считается, у «наркомана» должны быть множественные нарушения функций (телесных и душевных), из-за чего он обязательно подвергался или подвергнется лечению. Особенно значимой стигматизирующей характеристикой является неспособность отвечать за свои действия: «наркоман под действием тяги к наркотику способен на все», что означает совершение преступлений.

С другой стороны, «наркоманы» ответственны за то, что его наркомания вызвана ими самими. Поскольку она «неизлечима», и поэтому «бывших наркоманов не бывает»; они «будут постоянно нуждаются в наркотиках или лекарствах, чтобы нормально себя чувствовать».

В большинстве сообщений СМИ, криминальность преподносится как основной признак потребителей наркотиков. Тема криминализации всего, что связано с наркотиками, является на наш взгляд наиболее стигматизирующей.

Итак, у «наркомана» крайне выражены преступные наклонности, жестокость их беспредельна: «ради дозы пойдут на убийство, не только чужих, но и близких». А под действием наркотика становится маньяком: «насилует детей, совращает мальчиков».

Важными являются характеристики, описывающие криминальную деятельность наркопотребителей: «один наркоман подсаживает на иглу до 10 человек» (статья УК РБ, принуждение); «первую дозу дают друзьям бесплатно» (статья УК РБ, вовлечение); «под наркотиками совершает преступления» (преступление в состоянии наркотического опьянения); жестокость их беспредельна: «ради дозы пойдут на убийство, не только чужих, но и близких». Здесь напрямую предубеждения напрямую определяют судьбу человека: именно от них может зависеть тяжесть уголовного наказания.

Стигматизирующим является «инфекционность» наркомании. Регулярно применяются обороты: «наркоэпидемия», заразность наркомана (понравилось — подсадил друга), требования изоляции в «лепрозории», ассоциации «наркотик — зараза» (защитим детей от заразы»).

Кроме этого, часто в описании взаимодействия общества, наркоманов и наркотиков используются «милитаристские» термины: третья мировая война — война с наркотиками, борьба с наркомафией, жертвы наркомании, наркотеррор, наступление, угроза и т.д.

Постоянное обсуждение темы наркотиков и наркомании в СМИ формирует выгодные государству специфические образы, навязываемые как единственно правильные и реальные. Затем зрители, обсуждая увиденное или прочитанное, на своем микроуровне «закрепляют» эти образы, осознавая себя как способных «вычислить» и номинировать преступника по полученным описаниям. Так возникают слухи, сплетни, подозрения о том, что кто-то «гадкий наркоман». Далее, когда эти слухи доходят до регулирующих инстанций, начинается процесс материализации слов. И на последнем уровне, основываясь на правовом документе, видом и сроком наказания измеряется «тяжесть» номинации. Таким образом, потребители наркотиков, оказываясь под воздействием властного номинирования, быстро проходят процесс стигматизации, получая пожизненное «клеймо».

Итак, стереотипы о наркомании, распространяемые специалистами и СМИ, усиливают существующую стигматизацию. Положительной стороной же СМИ является то, что они могут служить отправным пунктом для выявления негативных представлений и враждебных мнений о «наркоманах» и их коррекции.

Последствия стигмы, относящейся к наркомании, включают предубеждения, дискредитацию, принижение и осуждение людей с данной проблемой, а также их дискриминацию.

Предубеждения являются основой для морального осуждения таких людей. За рубежом дискредитация политической и общественной репутации влиятельных людей часто осуществляется путем указания на какую-либо принадлежность к наркосфере или прямых попыток связать наркотики с личной жизнью (обыски с целью обнаружения или подбрасывание наркотиков).

Стоит отметить, что стигматизируя наркозависимых, общество ограждает себя от отдельных категорий людей и, таким образом, давая начало другому явлению — дискриминации. Дискриминация наркозависимых людей может быть явной или скрытой. Явная сказывается в открытом остракизме, когда от больного все отворачиваются, или когда официально, основываясь на норме права, наркозависимого человека лишают работы, возможности быть принятым на определенную работу, водить автомобиль и т.д. Скрытая дискриминация находит иные формы для социального неприятия и изоляции больных наркоманией, которые открыто не связываются со стигмой как таковой. Например, человека, у которого в настоящем или был в прошлом диагноз наркомании, не берут на новую работу, объясняя это тем, что его квалификация недостаточна; или человеку отказывают в сдаче квартиры, благовидно мотивируя это.

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока нет голосов)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *