Эффективность антинаркотической профилактики (часть-3)

При определении понятия «эффективности антинаркотической профилактики» стоит обратить внимание на само определение.

Эффективность — результативность процесса, операции, проекта, определяемая как отношение эффекта, результата к затратам, обусловившим его получение.

А.М.Панов отмечает универсальный характер категории «эффективность», основываясь на философско-методологическом подходе: «эффективность относится к числу интегральных показателей любой деятельности, и, в конечном счете, характеризует как ее смысл, так и результат, социальную и личную значимость.

В.Г.Попов в статье «Эффективность социальной работы – общий взгляд» дает следующую дефиницию понятия: «эффективность» отражает характеристику результата целенаправленной деятельности человека, оценку с точки зрения степени приближения вследствие этой деятельности к поставленной цели.

B сложившейся ситуации достигнуть социальной стабильности и перейти к устойчивому развитию невозможно без всесторонней оценки социальных последствий любых принимаемых решений и мер, без определенного круга социальных индикаторов и выявления их критических уровней и наиболее опасных сочетаний.

Таким образом, эффективность можно рассмотреть как соотношения между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.

С другой же стороны, эффективность можно рассматривать и как социальный аспект.

При определении эффективности антинаркотической профилактики принимаются во внимание определенные показатели. К ним можно отнести:

— остановку или сокращение роста распространенности злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков;

— сокращение численности правонарушений, связанных с распространением и употреблением наркотиков;

— компетентность населения в отношении проблемы наркомании и ее последствий.

Следует различать кратковременные, отставленные и долговременные показатели эффективности. К первым относятся результаты, полученные сразу после проведения акций, уроков или курсов. К отставленным показателям эффективности можно отнести результаты, полученные спустя 1-3 и более лет после начала вмешательства. И, наконец, долговременным эффектом профилактической работы является изменение отношения к наркотикам на границе смены поколений.

Не располагая точными показателями экономической эффективности, можно с уверенностью утверждать, что стоимость лечения и реабилитации лиц с химической зависимостью по своим затратам на несколько порядков превышает затраты на профилактическую деятельность. И если мы ставим реалистичные задачи в противостоянии распространению злоупотребления психоактивными веществами, уменьшении спроса на них, то эффективность при их выполнении неотделима от содержания работы.

Таким образом, рассмотрев сущность антинаркотической профилактики можно определить влияние явления стигматизации на ее эффективность.

Стигматизация, как социальное явление, создаёт определенные адаптивные барьеры на пути ресоциализации наркозависимого. К таким барьерам можно отнести, например, эмоционально-психологическое напряжение и мировоззренческие барьеры. Затяжные астенодепрессивные состояния без должной поддержки со стороны окружающих, внутренние хронические конфликты, чувство вины, низкая самооценка, вынужденное одиночество, потеря кого-то близкого и другие стрессы могут разрушить намерения отказаться от наркотиков. Мировоззренческими барьерами могут стать иррациональные убеждения, например о неизлечимости наркомании, которые с успехом сеются в общественном сознании.

Стигма и дискриминация заводят в тупик усилия, направленные на контроль за распространением и потребления наркотиков. Они являются одними из основных барьеров, препятствующих предупреждению наркомании.

Кроме того, на эффективность антинаркотической профилактик влияют и общественные интересы, которые сводятся в отгорождении от определенной категории общества – наркозависимых и, тем самым, препятствуют завершающему этапу профилактики наркомании – ресоциализации наркозависимых.

Обращаясь к вопросам действенной реинтеграции индивида в общество, заметим, что социальная реабилитация наркозависимых должна строиться по определенной модели:

медицинская реабилитация (оказание наркологической помощи при добровольном обращении наркозависимых лиц, а также использовании отсрочки исполнения наказания наркозависимым лицам, условного осуждения либо отказа от возбуждения уголовного преследования, если потребитель добровольно начал лечение от наркозависимости);

социально-медицинская реабилитация (оказание наркологической помощи в принудительном порядке в органах здравоохранения, в т.ч. профилактическое наблюдение за лицами, незаконно потребляющими наркотики, по месту их жительства);

собственно-социальная реабилитация (оказание наркологической помощи в региональных центрах социальной реабилитации и исправительных учреждениях, в т.ч. установление конкретного места применения медицинских мер лечения лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы).

К сожалению, в настоящее время фактически не используется потенциал негосударственных организаций, способных обеспечить ресоциализацию лиц, прошедших лечение от наркомании. Не созданы условия для социальной и трудовой реабилитации лиц, больных наркоманией, что минимизирует результативность затрат на их лечение и повышает риск рецидивных последствий. Тем самым создаются реальные предпосылки для их возвращения к немедицинскому потреблению наркотиков.

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока нет голосов)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *