Эффективность антинаркотической профилактики (часть-4)

Зачастую распространению стигмы и дискриминации способствуют существующие предубеждения и модели социального остракизма. Ассоциируя развитие злоупотребления наркотиками с группами лиц, которые воспринимаются как «аутсайдеры» (проститутки, преступники, бомжи), люди питают иллюзию, что им самим (их семьям, детям) не грозит риск зависимости. Это ложное чувство безопасности подрывает меры профилактики: «с моими детьми такого не случится».

Боязнь дискриминации мешает людям обратиться в службы, предоставляющие программы профилактики, лечения в связи со наркоманией и снижения вреда. Стигма и дискриминация таким создают идеальный климат для дальнейшего роста потребления наркотиков и развития наркотической зависимости.

Наиболее значимым с позиции здравоохранения последствием стигматизации и дискриминация является ограничение и самоограничение доступа людей с наркотическими проблемами к квалифицированной и иногда жизненно необходимой медицинской помощи: оказанию необходимого ухода, поддержки и лечения и смягчению соматических последствий наркомании.

Стигма и дискриминация подрывают усилия по профилактике осложнений наркомании (передозировка, гепатит, ВИЧ/СПИД), ведь люди могут считать, что, став «наркоманами», они долго не проживут, что знание о наличии у них ВИЧ или гепатита только осложнит жизнь и т.д.

Даже если люди, потребляющие наркотики, обращаются по поводу лечения (зависимости и особенно ее последствий), они могут ощутить на себе тяжелые последствия стигмы и дискриминации. Они могут получить неприятие или отказ даже в тех учреждениях, которые обязаны им помогать.   Об этом свидетельствует часто отсутствие антагонистов опиоидов (налоксона) на станциях скорой помощи.

В своей Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятой в ходе специальной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу в июне 2001 года, государства члены договорились: «… обеспечить принятие, укрепление и соблюдение соответствующего законодательства, положений и иных мер для ликвидации всех форм дискриминации в отношении лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, и членов уязвимых групп и для обеспечения полного осуществления ими всех прав человека, в частности обеспечить им доступ, среди прочего, к образованию, правам наследования, трудоустройству, охране здоровья, социальным и медицинским услугам, предотвращению, поддержке и лечению, информации и правовой защите при соблюдении принципов конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни; и разработать стратегии борьбы с клеймением и социальной изоляцией, связанными с эпидемией.

Формально сообщив о принятии Декларации, многие государства не стремятся обеспечивать не только равные права, но и доступ к необходимым медицинским услугам, но и препятствуют негосударственным организациям, реализующим данные программы.

Одним из факторов, способствующих дискриминации в медицинской среде, является отсутствие достоверных знаний и наличие мифов, как о потреблении наркотиков, так и в отношении ВИЧ/СПИД. Другим фактором оказалась боязнь врачей и медсестер подвергнуться опасности инфицирования вследствие частого сочетания потребления инъекционных наркотиков и инфекционных заболеваний (гепатиты и ВИЧ/СПИД). И, наконец, зачастую это просто презрительное отношение медицинских работников к «наркоманам» и «ВИЧ-инфицированным».

Поэтому мероприятия по преодолению стигматизации наркопотребителей и наркозависимых следует осуществлять не только в наркологических диспансерах и стационарах, но и прежде всего в системе общей медицинской помощи.

Эффективная антинаркотическая профилактика должна стремиться к тому, чтобы употребление наркотиков (особенно тяжелых) ассоциировалось не с «пощечиной общественному вкусу», а с принадлежностью к низшим слоям общества, к тому, что на Западе называется андерклассом. Моральная паника, сложившаяся сегодня вокруг наркотиков отнюдь не способствует этой цели. Демонизация наркотиков, проводимая сегодня в СМИ и не только в них, лишь способствует созданию ореола «бунтаря» вокруг личности наркозависимого и тем самым, вовлечению новых рекрутов.

Разумеется, не нужно понимать эти слова так, будто с падением престижа злоупотребление наркотиками совсем исчезнет из общества. Во все времена в обществе существовал устойчивый андеркласс, где злоупотребление различными психоактивными веществами носило выраженный, а порой и массовый характер. Меры, направленные на снижение наркотизма в этих слоях населения, должны быть направлены, в первую очередь, на улучшение их общего экономического и социального положения и прививку им ценностей доминантной, то есть, основной культуры. Вместе с ценностями доминантной культуры придет и отрицание наркотической и криминальной субкультур. Существует мнение, что чем индифферентнее общество к какому-либо негативному явлению, чем менее репрессивна политика в отношении него, — тем большее число людей в него вовлекается, и тем сильнее становятся нормы и ценности тех, кто в нем участвует. Моральная паника, наоборот, лишь усиливает то явление, вокруг которого она сформировалась. Она также только укрепляет границы наркосубкультуры, как в свое время гонения на народовольцев и эсеров сплотили их ряды и довели их организационную структуру до совершенства.

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока нет голосов)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *