Эффективные формы профилактики наркомании

Ситуация в области профилактики наркомании изменилась за последние годы. Из состояния декларативного признания необходимости профилактической активности общество переходит к позиции активных действий.

Одной из основных проблем является то, что действия в области профилактики наркомании не носят системного и повсеместного характера. Многие профилактические программы являются недостаточно профессиональными и реализуются лицами, не имеющими специальной подготовки и образования. Ситуация усугубляется тем, что в России отсутствуют образовательные учреждения по подготовке специалистов в области профилактики зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ. Из-за отсутствия профессиональных кадров антинаркотическая работа в образовательных учреждениях, как правило, носит эпизодический и формальный характер.

Зачастую образовательные учреждения в силу системной не заинтересованности в освещении своих внутренних проблем, в том числе наркотического профиля, подобным отношением негативизируют ситуацию. Сформировавшаяся в школе система сглаживания и сокрытия, имеющихся в ее стенах негативных социальных явлений в полной мере распространяется и на проблемы наркотического профиля. Если в школе есть проблема наркомании, ее не принято демонстрировать. Городские и районные отделы народного образования, формулирующие задачи и оценивающие их решение, ожидают от школы создания «беспроблемной» зоны, конструированием которой и занимаются школьные администрации.

Закрытость школы, стремление завуалировать или иногда даже «не видеть» проблему приводит к искаженному восприятию реальной ситуации. Учителя зачастую не могут с уверенностью сказать, пробовали их ученики наркотики или нет, а иногда и не обладают информацией даже о выявленных случаях употребления наркотиков не только вне, но и внутри школы.

Наложение на проблему наркомании вето «молчания» и выведение ее за пределы «нормального» приводят к формированию в школе феномена стигматизации наркомании и наркотиков и выталкивания ее за границу зоны ответственности. Подозреваемые в употреблении наркотиков рассматриваются как потенциальная проблема и становятся объектом исключения и изоляции. Стратегия отношения к замеченному в употреблении и распространении наркотиков подчеркивает необходимость изоляции «патологично больного ребенка» из школьной среды («нормальной» общеобразовательной школы), ограждения остальных от его влияния. Подобная стратегия в отношении наркопотребителей не способствует положительному разрешению ситуации.

Показательным индикатором описанной проблемы является организованное в школах экспресс-тестирование на выявление фактов употребления наркотических средств. Результаты проведенных мероприятий по раннему выявлению потребителей наркотиков никак не соотносятся с данными социологических исследований, по которым начало употребления наркотиков, приходится на возраст от 12 до 18 лет.

Другой важной проблемой эффективной профилактики наркомании является недостаточная организованность культурно-досуговой составляющей жизни общества. Проблема незанятости молодежного контингента по данным социологических исследований является второй причиной после любопытства, которая направляет интерес в сторону наркотиков. Проблема разнообразных социально-негативных явлений, возникающих в жилых районах и областях не обеспеченных достаточным количеством культурных, спортивных, досуговых учреждений хорошо изучена и, как правило, объясняется недостаточностью материальных ресурсов.

Значительным негативным фактором наркоситуации является низкая эффективность лечебно-профилактических мероприятий в отношении лиц, больных наркоманией, которые в подавляющем большинстве, будучи не вовлеченными в процесс вылечивания, нивелируют профилактические усилия общества, противопоставляясь социуму. Наркоманы являются главной причиной вовлечения в наркотизацию новых потребителей, зачастую, будучи заинтересованы в этом процессе материально, в том числе и для обеспечения собственных наркопотребностей. С учетом совершаемых преступлений каждый наркозависимый служит причиной возникновения целого вала социально-негативных последствий своего существования. Вылечивание их – обязательная составляющая профилактической работы. Сам процесс вылечивания обеспечивается не столько лечением, которое заключается в купировании абстинентного синдрома, сколько последующей длительной постлечебной реабилитацией.

Реабилитацией наркобольных помимо медицинских учреждений занимаются организации и объединения, основу которых составляют находящиеся в состоянии ремиссии наркозависимые (Сообщество анонимных наркоманов, 12-ти шаговые реабилитационные центры). Безусловная положительная роль деятельности таких организаций заключается в том, что находящиеся у них на реабилитации наркоманы не употребляя наркотики и не участвуя в незаконном обороте вырываются из наркосоциума и, таким образом, останавливается их негативное влияние на общество.

Виды и формы профилактики наркомании. Теоретическое обоснование эффективности профилактической работы.

В зависимости от направленности профилактической работы на различные категории населения и молодежи выделяют следующие стратегии деятельности:

  • профилактика, основанная на работе в образовательных учреждениях, включение профилактических занятий в учебные программы;
  • профилактика, основанная на работе с группами риска;
    профилактика, основанная на работе с семьей;
  • подготовка специалистов в области профилактики;
  • проведение общественных мероприятий и акций против употребления и распространения наркотиков (конгрессы, фестивали, концерты и др.).

Модель профилактической работы направлена на устранение причины наркотизации. Основные мотивы: любопытство, давление группы, неорганизованность свободного времени – ничегонеделание.

На такой мотив как давление группы влияние помимо информационной работы оказывает психологическая работа с подростками, в ходе которой происходит обучение таким необходимым жизненным навыкам, как умение сказать «нет».

Любопытство, как мотив для употребления наркотика возможно, только если человек не имеет представлений о тех последствиях, которые с высокой долей вероятности наступят в результате наркотизации. Человек либо не владеет этими сведениями, либо имеет искаженные представления. Целью информационной работы является разъяснение последствий наркомании. С точки зрения эффективности этого направления работы необходимо чтобы информация носила практический характер. Теоретические сведения, получаемые от человека, который сам имеет относительные представления о наркоманах и наркомании не вызывают доверия и нужной эмоциональной реакции. На практике наиболее эффективной формой информирования являются документальные фильмы с историями людей спадающих и умирающих от наркомании, беседы и выступления «живых» наркозависимых, находящихся в ремиссии. Отдельное внимание необходимо уделить участию в профилактике наркозависимых (находящихся в стадии ремиссии). Среди психологов, социальных педагогов ответственных за профилактическую работу часто звучат мнения о значимости такой ее формы организации, чтобы аудитория, ради которой проводится работа, была максимально эмоционально заинтересована в предлагаемой информации. Естественно, что никто не расскажет о наркомании лучше кроме самого наркомана. Такое направление работы значительно снижает присутствующую в профилактике наркомании высокую степень теоретичности предоставляемой информации. Управлением осуществляется взаимодействие с негосударственными организация занимающимися реабилитацией наркозависимых, работающими с участием наркозависимых в стадии ремиссии, движением анонимных наркоманов.

Обязательным условием эффективности профилактики наркомании является организация здорового досуга детей и подростков. Это такие классические формы как спортивные секции, центры детского творчества и новые, актуальные для молодежи и подростков в последнее время направления, как современные танцы – хип-хоп, брейк, айрнби, хаус и другие. Среди людей подростков увлеченных каким-либо спортом, очень мало злоупотребляющих наркотическими средствами. Развитие своих физических, творческих способностей и раскрытие собственного потенциала также способствует личностному росту, формированию стрессоустойчивости и развитию навыков, помогающих самостоятельному принятию рациональных решений, что и требуется для умения игнорировать жизненно-опасные эксперименты, такие как употребление наркотиков.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют, что в плане первичной профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается информационно-когнитивное (образовательное) направление. Данный подход основывается на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вредоносности и негативных последствиях употребления. Существуют три различных варианта информационного подхода: 1) предоставление частичной информации о фактах влияния употребления наркотиков на организм, поведение, а также статистических данных о распространенности наркомании; 2) стратегия запугивания, вызывания страха, цель которой — предоставить устрашающую информацию, описывая неприглядные стороны употребления наркотиков; 3) предоставление информации об изменениях личности людей, употребляющих наркотики, и о проблемах, с этим связанных.

В настоящее время эти подходы частично комбинируются между собой и с другими типами профилактических вмешательств.

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока нет голосов)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.