26 июня во всем мире отмечают День борьбы с наркоманией

Наркомания в России получила эпидемическое распространение в 90-е годы. Связано это было с падением «железного занавеса», разрушением советских социальных институтов, распространением новых ценностно-ориентированных интересов у молодежи.

Первая волна наркомании, связанная с употреблением таких наркотиков, как ханка (черняшка, опий-сырец) и другие производные из опиумного мака. Ханка была характерная тем, что этот наркотик необходимо было готовить – варить, в отличие от заменившего его в последствии героина. При изготовлении ханки использовались средства бытовой химии, например, растворитель, в результате чего организм потребителя получал тяжелое хроническое токсическое отравление, от которого страдали все внутренние органы и системы. Характерным признаком наркомана, потребляющего ханку были черные кариозные зубы, так как наркотик нарушал обмен кальция в организме.

На смену ханке, пришел во-многих смыслах более «удобный» героин – наркотик готовый в виде порошка, который для употребления необходимо было просто растворить в воде. Этот процесс, когда наркоман в ложечке при помощи зажигалки кипятит для быстрого растворения героин, часто можно увидеть в фильмах о наркомании. Героин как вещество является относительно «чистым» наркотиком, по сравнению с той же самой ханкой. Однако, стремление к большей наживе мелких распространителей наркотиков приводило к тому, что на каждом этапе размельчения партии, героин для большего веса размешивали со схожим по внешнему виду веществом, от мела, до дешёвых таблеток, что нивелировало химическую «чистоту» данного наркотика и приводило к тому, что так называемые» наполнители составляли более 90%, иногда более 99% наркотика, либо вообще героин сам по себе мог вообще в героине отсутствовать. Естественно, мел, таблетки и другие белые порошки, похожие по консистенции на героин никак не добавляли соматического здоровья наркоману, в добавок к сильнейшей форме зависимого поведения. Именно героин считается классикой наркомании в России, потому что именно с распространением героина наркомания приобретает характер общенационального бедствия. В 2003 году в Российской Федерации создается Государственный комитет по контролю за оборотом наркотиков, переименованный через год в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, которая призван целенаправленно бороться с распространением наркомании.

Следующей за героином волной наркомании стала дезоморфиновая наркомания. Героин, также как и ханка, также как и дезоморфин являются производными опиумного мака, то есть опиатными наркотиками. Приблизительно в 2005-2006 годах в одном из регионов Урала местные находчивые наркоманы освоили технологию производства нового вида наркотика из лекарств, содержащих малые дозы кодеина (вещества также опиумного ряда). Дезоморфин становится наркотиком, которые в разу дешевле героина, его можно приготовить в домашних условиях за час из компонентов, легально приобретаемых в аптеке и магазине бытовой химии. Никто тогда еще не знает, что дезоморфин, получивший сленговое название «крокодил» из-за формирования характерной корки на месте укола, является наркотиком значительно более токсичным чем героин. Характерной чертой дезоморфиновых наркоманов, являлось групповое употребление наркотика в притонах, практически сразу появляющиеся внешние признаки потребления, такие, например, как болезненный цвет кожи. Дешевизна дезоморфина, в значительной степени нивелировала социальные рамки распространения наркомании. Ранее недоступные малообеспеченным слоям населения наркотики, стали доступными, что значительно размыло портрет типичного наркомана. Дезоморфиновая наркомания характеризуется значительно более высоким уровнем летальности. Распространенными причинами смерти являются гнойносептические заболевания, сосудистые тромбозы, цирроз печени.   Естественно, дезоморфин по тяжести последствий отодвинул героин на второе место и значительно проредил ряды наркоманов.

Несколько лет понадобилось госнаркоконтролю, чтобы в противостоянии с фармпроизводителями добиться введения контроля за продажей кодеинсодержащих препаратов, сделав возможной реализацию данных медикаментов только по рецептам.

Не такой заметной на фоне очевидного убийцы – дезоморфина практически параллельно с ним появляется новая волна наркотиков – так называемые спайсы. Изначально относительно безобидные, в значительной степени оттого, что употребляются не инвазивно, и даже сопоставляемые с марихуаной, эта группа наркотиков не привлекала повышенного внимания. На тот момент имеющаяся проблема того, что эти новые вещества не входят с список наркотиков и их незаконное распространение не преследуется по закону выглядела временной. В 2011 году первые 2 десятка психоактивных веществ группы JWH, также называемые дизайнерскими наркотиками были включены в список наркотических средств. Как оказалось, это не решило проблему со спайсами – спустя короткое время появились вещества с незначительно измененной химической формулой, которые вызывали схожие эффекты, но опять не влекли правовых последствий для распространителей, так как не входили в список наркотических средств. В итоге сегодня картина спайсовой наркомании выглядит таким образом, — процедура включения вновь появившихся химических соединений, обладающих одурманивающим эффектом, занимает до года, за это время формула веществ изменяется, и они вновь не подпадают под действие Уголовного кодекса. Наркобизнес оказывается постоянно на шаг впереди. Предпринимаемые со стороны ФСКН попытки модернизации громоздкого законодательства до настоящего времени результатов не дали. Сегодня группа наркотиков, условно называемая общим словом «спайсы» значительно отличается от спайсов первых поколений. Это вещества, многократно видоизмененные вызывают разнообразные клинические проявления, все более тяжелые с каждым новым потоком. У потребителей отмечается нехарактерная для опийной наркомании психиатрическая симптоматика, в частности различные психозы. Негативными особенностями является то, что такая психопродукция может наступить после единичных употреблений наркотиков. Другая негативная сторона спайсовой наркомании заключается в субъективно более безобидной форме употребления веществ. Эти наркотики как правило курят, либо нюхают, при этом в обществе сформировался стереотип на опыте опийной наркомании, что настоящая наркомания связана с внутривенным употреблением наркотиков. Это иллюзия, которая способствует недооценке опасности новой волны спайсовой наркомании. Наркоманы, имеющие длительный опыт наркопотребления сами считают спайсовую наркоманию более тяжелой наркоманией, по сравнению с предыдущими опийными. Такой же точки зрения придерживаются и специалисты, работающие с наркозависимыми и эксперты с области наркомании.

Наркомания постоянно меняет свое лицо и государственной машине не удается коренным образом переменить ситуацию. Созданный в 2003 году наркоконтроль выполняет существенные функции по противодействию распространению наркомании. Отсутствие выраженного конформизма позволило установить контроль и обеспечить значительное снижение кодеиновой (дезоморфиновой) наркомании, несмотря на мощное противодействие фармацевтического лобби. В крайне консервативной образовательной среде появились совершенно новые технологии профилактической работы, такие как медицинское тестирование школьников на наркотики. Уже несколько лет продолжается кулуарное противостояние с Министерством здравоохранения за сферу реабилитации наркозависимых, в котором ФСКН стремится легитимировать эффективно действующие технологии и программы немедицинской реабилитации наркоманов. Внесены изменения в законодательство РФ, позволяющие ограниченно заменять уголовное наказание наркозависимым, совершившим преступления, обязательным лечебно-реабилитационным курсом. В ближайшее время прогнозируется принятие законопроекта, позволяющего ФСКН приостанавливать оборот новых веществ, при наличии достаточных данных об их возможном наркогенном эффекте.

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока нет голосов)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *