Иппотерапия

9ce3f06d-74bd-4d6e-968d-746b4e6e8db3

Иппотерапия или лечебная верховая езда (ЛВЕ) – это метод вспомогательного лечения людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и некоторыми психологическими проблемами. С больными занимается иппотерапевт или специально обученный инструктор по верховой езде, гармонично сочетающий телесно-ориентированные и когнитивные приемы воздействия на своего подопечного. Таким образом, ЛВЕ это, с одной стороны, особая форма лечебной физкультуры, использующая необычный «спортивный снаряд» — живую лошадь, а с другой – мощный инструмент психоэмоционального воздействия на пациента.

Верховая езда полезна и для психики, и для физиологии.
Механизм воздействия иппотерапии на организм человека основан на лечебно-профилактическом влиянии двух факторов: биомеханического и психогенного. В первую очередь, всаднику передаются двигательные импульсы лошади, расходящиеся от спины животного в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Это помогает участнику занятий укреплять мышечный тонус и развивать координацию, ведь для того чтобы держаться в седле, ему требуется постоянно сохранять равновесие и синхронизировать свои движения с активностью шагающего коня. К слову, в иппотерапии применяется именно шаг (основной аллюр), во время которого лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений, передающихся всаднику. Помимо этого, на мышцы ног и органы малого таза человека оказывается мягкое массирующее и разогревающее воздействие, усиливающее кровоток в конечностях. Это возможно благодаря активной работе мускулатуры животного, температура которого на 1,5 градуса выше, чем у человека (то есть колеблется в диапазоне от 37,5 до 38,5 градусов). Результат занятий весьма благоприятен: к примеру, у пациентов с ДЦП в работу включаются мышцы, которые в обычной жизни находятся в бездействии. Однако неверно было бы рассуждать о лечебной верховой езде исключительно с позиций физиологии, ведь это также замечательный инструмент воздействия на психику человека. Во-первых, как и любое взаимодействие с живой природой, общение с лошадью вызывает положительные эмоции и гармонизирует психическое состояние. Считается, что из всех живых существ наибольшим потенциалом в плане подпитки человека энергией обладают именно кони и дельфины. С другой стороны, исследования Техасского колледжа ветеринарии показывают, что даже пожилые люди, являющиеся владельцами собак, и то посещают врачей в четыре раза реже, чем их сверстники, не имеющие четвероногих питомцев. Как видно, значение анималотерапии весьма велико в любом случае. Однако любители конного спорта утверждают, что у лошадей очень сильное биополе, поэтому стоит лишь подойти к вороному, погладить или почистить его, как уходят усталость и головная боль. Второе направление психологической коррекции иппотерапии заключается в развитии мотивационной и волевой сферы за счёт возникновения желания оказаться верхом на лошади и управлять ею. Кроме того, из-за страха падения у всадника включается инстинкт самосохранения, помогающий раскрыть его потенциальные возможности.

Дети любят лошадей.

Лечебная верховая езда особенно популярна как метод реабилитации детей с различными нарушениями (наиболее «чувствительный» для такой работы возраст – 5-12 лет). Это легко объяснимо, ведь прочие реабилитационные программы далеко не всегда отвечают должным требованиям и задачам, а коррекционная работа по ним зачастую сопряжена с болью и вызывает скуку у ребенка. Иппотерапия лишена этих недостатков – практически любой малыш с радостью включается в процесс взаимодействия с лошадью (а, следовательно, и в лечебный процесс). Живой интерес, который возникает к занятиям, вызывает у ребёнка желание самостоятельно участвовать в различных мероприятиях, ускоряя процесс достижения требуемого результата. Несмотря на то, что эффективность ЛВЕ в отношении этого недуга на данный момент обоснована недостаточно, занятия с детьми-аутистами также довольно популярны. Исследования показывают, что для малышей, страдающих расстройствами аутического спектра, особенно полезными оказываются длительные курсы верховой езды (как минимум, трёх- или шестимесячные). После прохождения занятий у них отмечается общее снижение патологической симптоматики, наблюдается значительное улучшение настроения, тона, а также качества жизни родителей, что немаловажно. Лошадь в данном случае может выступать в качестве посредника между больным аутизмом и окружающей действительностью. Взаимодействие с нею происходит на невербальном уровне, что позволяет аутисту оставаться внутри своего комфортного мира, но, одновременно, выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней.

Область применения иппотерапии:

• аутизм;
• синдром Дауна;
• детский церебральный паралич (ДЦП);
• диспластический сколиоз;
• артрит;
• остеохондроз;
• заболевания желудочно-кишечного тракта, связанные с нарушением кинетики;
• последствия полиомиелита и детского церебрального паралича;
• последствия ишемической болезни сердца (ИБС);
• ожирение;
• простатит и болезни мочеполовой системы;
• неврастения;
• рассеянный склероз;
• черепно-мозговая травма;
• последствия инсульта;
• травмы спинного мозга;
• нарушения слуха;
• нарушения зрения;
• поведенческие и психические расстройства, сложности воспитания.

Противопоказания к ЛВЕ: гемофилия, врожденная ломкость костей, любые заболевания в остром и подостром периодах, некоторые хронические воспалительные заболевания (особенно болезни почек, диабет, повреждения и некоторые заболевания поясничного отдела позвоночника).

Об основных направлениях лечебного воздействия верховой езды:

• Укрепление и тренировка мышц тела пациента.
• Развитие чувства равновесия.
• Улучшение координации движений, мелкой моторики и пространственной ориентации.
• Улучшение психоэмоционального состояния занимающихся, повышение уровня самооценки личности. Человек начинает ощущать себя не больным и слабым, каким видит себя в обычной жизни, а всадником, управляющим большим, сильным и грациозным животным, которое слушается и выполняет его команды.
• Появление веры в себя, уверенности в своих силах. Этот пункт особенно важен для инвалидов, которым на время занятий не требуется использования каких-либо приспособлений, связывающих их с недугом (к примеру, инвалидных колясок или костылей).
• Развитие коммуникативных функций. Этот результат достигается за счет общения всадника с иппотерапевтом и необходимости совместных действий при выполнении упражнений.
• Иппотерапия способствует интеграции инвалидов в общество, социализации, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры. Происходит изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями, ведь видя всадника на лошади, люди не думают о том, что у него какие-либо проблемы в обычной жизни. Они видят человека, способного ездить верхом и заниматься таким нелёгким видом спорта как конный.

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока нет голосов)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *