Этапы развития семьи. Семейные кризисы.

В последнее время в нашем государстве уделяется все больше  внимание развитию подрастающего поколения. Основные сферы обитания ребенка, которые являются основными институтами влияния на его воспитание — семья и система образования — могут помочь ребенку вырасти или могут искалечить его жизнь. Особое место здесь занимает семья. Семья — это общество в миниатюре, со всеми его достижениями, противоречиями, правилами, традициями.

Одна из важнейших функций семьи — социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Семья создается для удовлетворения не одной — двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.

Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Семейная система развивается по своим законам и правилам, имеет свои этапы развития и находится в постоянном взаимодействии с социальной средой.

Первая стадия — жизнь самостоятельного молодого человека или девушки, отдельно от своих родителей. Она очень важна для формирования самостоятельных, независимых от родителей взглядов на жизнь, на семью. Важно ПРОЙТИ эту стадию для дальнейшего развития семейной системы.

Вторая стадия начинается в момент встречи с будущим брачным партнером. Влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза, то есть длительных, стабильных отношений, — все это относится к ней. Когда данная стадия жизненного цикла протекает удачно, партнерам удается обменяться ожиданиями относительно будущей совместной жизни, СОГЛАСОВАТЬ их, что будет увеличивать вероятность благополучного развитие семейной системы в дальнейшем.

Третья стадия — заключение брака, объединение влюбленных под одной крышей, начало ведения совместного хозяйства, общая жизнь. Это время первого кризиса семьи. Здесь важно молодым людям заключить ДОГОВОР о том, как жить вместе, какие новые семейные традиции они будут развивать в своей семье, как распределять обязанности, каков в целом будет распорядок в их семейном пространстве.

Четвертая стадия — появление  первого ребенка. Возникающий на этой стадии  второй кризис еще более серьезный. Появился третий член семьи, изменилась семейная структура. Необходимо ПЕРЕДОГОВОРИТЬСЯ, присвоить новые роли – родителей.  Если младенец не принес отчуждения в супружеские отношения, более того, сплотил родителей, данная стадия пройдена удачно.

Пятая стадия жизненного цикла семьи характеризуется появлением второго ребенка. Она проходит достаточно просто, так как не нужно заключать новый договор о том, как жить с детьми и кто за что отвечает, как это было на предыдущей стадии. Разумеется, детей может быть гораздо больше, чем двое, но на модели двух детей можно показать все необходимые закономерности развития семейной системы.

Шестая стадия — это школьные годы детей. В это время семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. Здесь решаются вопросы о том, что считать успехом, а что неудачей, какую цену семья готова заплатить за внешний успех и соответствие общественным нормам и стандартам. Для супругов это время проверки СПЛОЧЕННОСТИ их пары.

Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с периодом полового созревания детей. Она начинается с периода кризиса подросткового возраста у первого ребенка. Семья в это время должна решить важнейшую задачу: ПОДГОТОВИТЬ ребенка к отделению от родительской семьи. Обычно период полового созревания ребенка совпадает с кризисом среднего возраста у родителей. Это означает, что в то время, когда ребенок стремится вырваться из-под семейного влияния, хочет перемен своей судьбы или хотя бы течения жизни, его родители очень нуждаются в сохранении привычной стабильности. Эта стадия жизненного цикла семьи — самая трудная для всех членов семьи, самая проблемная. Здесь всем участникам семейной системы НЕОХОДИМО перестроить свои внешние и внутренние границы, заключить новый договор между всеми членами, научиться жить в измененном составе.

Восьмая стадия. Дети выросли и живут самостоятельной жизнью, родители остались вдвоем. Эта стадия часто называется «стадией опустевшего гнезда». Хорошо, если до этой стадии жизненного цикла семья дошла без больших потерь и люди с удовольствием проводят время друг с другом, сохранив радость от взаимного общения. Супруги выходят на пенсию и теперь нужно научиться жить вдвоем целыми днями, свободными от рабочей нагрузки, НАЙТИ ДЕЛО ПО ДУШЕ, так чтобы не нуждаться в постоянном внимании своего супруга.

Девятая стадия жизненного цикла семьи. Один из супругов умер, человек доживает свою жизнь один, так же, как он жил в молодости, еще не создав своей семьи, только теперь это старый человек, у которого за плечами прожитая жизнь. От человека зависит, будет ли это жизнь старика нуждающегося в помощи или жизнь умудренного опытом пожилого человека, окруженного любовью и заботой близких людей. В этот момент необходимо найти для себя дело, которое поможет прожить потерю, быть востребованным в своей жизни.

Каждая семейная история уникальна и неповторима. Необходимо отметить, что знание семейных кризисов позволяет также лучше разбираться в конкретных ситуациях между всеми членами семьи, для родителей осознать, что они в этой системе старшие.  Родители несут ответственность за то, что делает ребенок, так как он является продуктом их взаимодействия. Проступки ребенка — это скорее необходимость взрослым менять свое отношение к ситуации, а не ругать и обвинять ребенка. Конечно, можно сказать, что родители и сами не всегда знают, как поступать в той или иной ситуации! И все же лучше разбираться, учиться, изменяться, обращаться за помощью к профессионалам, чем обвинять, ругать, наказывать, чтобы эти же самые «силовые» методы не перешли по наследству детям. Важнее оставить счастливые истории, традиции и мудрость, что поможет спокойно и уверенно им идти по собственному пути.

Иванова Галина Евгеньевна, психолог, автор программы групповых занятий «Семья – пространство любви», «Мама, папа – это навсегда»

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 человек, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *