Как разговаривать с детьми

Ребенок рождается на свет гармоничным и счастливым, готовым к познанию мира. То, что встретится ему в жизни, и то, что будет окружать его – сохранит и укрепит гармонию и счастье или растопчет их. Родители – первые проводники и учителя на земле. Какой бы ни была семья, связь с родителями и их влияние оказывают первостепенное воздействие на формирование личности и судьбу ребенка. А слово — важнейший элемент воспитания, точнее, неотъемлемый компонент общения и жизни. И то, как родители разговаривают с детьми, определяет их будущее.

В современном мире, при постоянной нехватке времени и возрастающих обязанностях иной раз родителям не хватает времени не то чтобы на разговор, но даже на то, чтобы просто посмотреть на ребенка. И ребенок искренне радуется, когда постоянно работающий родитель просто спрашивает по телефону «как дела?». С другой стороны, многие родители школьников, а в последнее время и дошколят жалуются, что дети их не слышат, не слушают, все делают наперекор, и только и сидят в компьютере.

Поэтому, первое, что должен знать молодой родитель, и на что нужно обратить особое внимание родителю «со стажем», — ГОВОРИТЕ С ДЕТЬМИ!!! Не только читайте им нотации, поучайте, воспитывайте, а РАЗГОВАРИВАЙТЕ. Рассказывайте истории, делитесь своими чувствами, интересуйтесь чувствами ребенка, т.е. общайтесь с ребенком не как с объектом воспитания, а как с человеком. Уделяйте внимание ребенку не только, когда тот нашалит, что-то сломает, принесет двойку или наоборот, когда ребенок сделает что-то хорошее. Уделяйте внимание ребенку всегда в любое время. И в первую очередь выделяйте время на беседу с ребенком на произвольные темы, а особенно на то чтобы дать понять малышу, что он вам нужен, любим вами, вы доверяете ему и цените его личность.

В мире множество психологических теорий, моделей воспитания и внутрисемейного поведения. Каждый волен выбирать свое. Однако, есть несколько универсальных приемов, которые без штудирования килограммов психологических трактатов позволяют сделать гармоничными отношения с детьми и обеспечить малышу надежный фундамент для строительства собственной жизни:

1. Любовь. С первых дней жизни дайте понять ребенку, что вы любите его, любите его просто так, ни за что. Когда родитель любит, уважает и принимает ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, то и малыш будет любить и уважать себя, и научится любить и уважать других. Для проявления любви не нужны подарки и конфеты. Достаточно открытого доброго и внимательного взгляда прямо в глаза ребенка, ласковых прикосновений хотя бы несколько раз в день – объятий, поглаживания по голове, просто прикосновения к руке малыша.

2.Внимание. Еще один важный компонент – ваше внимание к ребенку. Необходимо дать почувствовать ребенку и потом всегда поддерживать у него волшебное чувство, что ваш ребенок особенный, единственный в своем роде (даже если в семье детей пять – каждому важно это чувство). Не обделяйте вниманием ребенка. Выделяйте время, чтобы полностью сосредоточится на общении с ребенком, на его интересах. При этом ни на что не отвлекайтесь. Пусть ребенок всегда чувствует, что нужен вам и значим для вас.

3. Умение слушать и понимание. Очень важный компонент беседы с ребенком – умение слышать ребенка, особенно в трудной для него ситуации. Когда ребенку плохо, он чем-то расстроен, обижен, злится на что-то – в этот момент ему трудно, точнее вообще невозможно принять совет, критику, утешения. Он никого не слушает. Душу его переполняют ощущения, которые он порой и описать то не может. Ребенок в этот момент хочет, чтобы родитель понял его, понял его душевные переживания. Не проанализировал, не дал совета – это все потом, а именно понял. Для этого внимательно смотрите на ребенка, лучше чтобы ваши глаза были на уровне его глаз. Слушайте ребенка в данном случае, не задавая вопросов, не уточняя деталей. Вопросительная фраза не выражает сочувствие. Ваши ответы на слова ребенка должны звучать в утвердительной форме, как бы отзеркаливая, повторяя его чувства. Делайте паузы, чтоб дать возможность юному собеседнику подобрать слова, а главное разобраться в переживании. Тогда ребенок заметит, что его понимают, сам расскажет важные детали, а главное сам сумеет найти выход из кризисной для него ситуации.

4. Время. Не начинайте слушать, если на это нет времени! Ребенок, решивший рассказать о своих переживаниях, уже доверят вам! И если прервать его на полуслове, доверие серьезно пострадает. Уделив несколько минут на беседу, трудный для ребенка вопрос разрешится, а Ваша связь и взаимопонимание с ним укрепится многократно.

5. Похвала — принципиально важный компонент общения с ребенком. Не стесняйтесь искренне радоваться успехам ребенка и хвалить за достижения (правильнее сказать за его дела). Ваш ребенок достоин похвалы не только при окончании школы с золотой медалью или победе на мировом чемпионате. Даже маленький успех, даже дело, которое является повседневной обязанностью ребенка, и он его сделал или хотя бы постарался сделать — достойно того, чтобы вы это заметили и одобрили. Перехвалить в данном случае невозможно, ведь вы хвалите за реальные дела. Волшебное свойство человеческой психики – мы с удовольствием делаем то, за что нас хвалят, и не любим делать того, что у нас получается плохо. А чем больше что-то делаем, тем лучше это получается. Ваши простые искренние слова «мне нравится то, что ты сделал…» могут сделать куда больше, чем несколько часов нотаций и объяснений.

6. Восприятие мира. При общении с ребенком родитель ежедневно закладывает в него то или иное отношение к жизни, и лучше, чтобы ребенку передавалось позитивное восприятие мира. Конечно, каждому родителю хочется передать свой опыт жизни, особенно предупредить об опасностях. Но подготовка человека к трудностям это не взращивание в нем страхов, опасений и настороженности, а укрепление в нем веры в свои силы и свои возможности. Человек открыто и уверенно смотрящий на этот мир естественным образом заметит и преодолеет любые препятствия. Рассказывайте ребенку о хорошем в виде сказок, историй, примеров из своей жизни. При этом не надо поучать, заставлять повторять, и тем более сравнивать ребенка с кем-то другим более успешным (особенно со знакомыми). Сделайте паузу в рассказе, ребенок сам поймет необходимое. Это понимание станет еще одним его успехом, станет его родным, а не чем-то навязанным и чуждым. Рассказанная вами история, ваш положительный пример незаметно направят ребенка туда, куда считаете правильным вы. И ребенок пойдет уверенной поступью по своей жизни, впитав необходимое от вас.

Такими простыми приемами будет день за днем укрепляться связь между вами и ребенком, ребенок будет слышать вас и дисциплина в семье и учебе станет не синонимом наказания и ограничений, а естественной радостной средой. Кроме того это поможет укрепить веру ребенка в себя, в свои возможности, обеспечить ему чувство внутренней полноценности и комфорта. Несложные коррективы своего общения с детьми позволяют сохранить родителям крепкую связь с ребенком даже в подростковом возрасте. Ребенок, получающий эмоциональную поддержку дома, чувствующий, что нужен своей семье, что семья его ценит и уважает, уже не пойдет искать комфорта на улице, в дурной компании и тем более в каких-то стимуляторах. Ведь родитель это не только воспитатель, это самый могущественный волшебник в глазах ребенка. Так пусть это волшебство будет самым внимательным и добрым!

Врач психотерапевт Дмитрий Каут

Статья предоставлена Центром психотерапии

и наркологии «Доктор Каут»

www.DoctorKaut.ru

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 человек, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

2 мысли о “Как разговаривать с детьми”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *