Дисфункциональные семейные модели

Семья – система, которая развивается по особым законам, правилам, может включать разное количество участников, имеет свое начало и свое завершение. На государственном уровне семейные отношения регламентируются законом и прописаны в семейном кодексе РФ, что должно обеспечивать благополучие и спокойствие ее участникам. Однако на практике часто мы встречаем другую действительность. Есть семьи внешне «благополучные», где внутри кипит бурная деятельность, нарушаются, ущемляются права, процветает эмоциональное насилие, откуда дети бегут на улицу и попадают в сомнительные компании или замыкаются в себе, начинают употреблять психоактивные вещества (ПАВ).  Сам факт, что ребенок предпочитает подвергать себя опасности, чем находится в семье, указывает на семейное неблагополучие.

Здоровье семьи — это прежде всего определение места каждого члена семьи, осознание функции семейной системы. Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей. В отдельные исторические периоды, в разные социально-экономические условия семья выполняла разные функции. Важно понимать, что с течением времени в семье удельный вес (важность) каждой из функций может меняться. Семьи, адекватно выполняющие все или большинство функций, называются функциональными. На современном этапе в семейной системе выделяют пятнадцать функций, и они все необходимы для формирования семейного благополучия.

В случае нарушений функций (особенно приоритетных) такие семьи называют дисфункциональными. Валентина Москаленко в книге «Когда любви слишком много» дала такое определение: «в дисфункциональных семьях подавляются естествен­ные движения души, запрещается искреннее выражение чувств. Это семьи, основанные на подавлении одних чле­нов семьи другими. В роли угнетателей часто выступают родители, дети выступают в роли угнетаемых. Родители в дисфункциональных семьях часто в натяну­тых отношениях. Они или дерутся, или ссорятся, или мол­чат неделями после ссоры. Война — перемирие — снова война — короткий мирный договор — подготовка к новым набегам».

Многие родители считают, что собствен­ных потребностей у ребенка не должно быть и он должен жить только желаниями и ожиданиями своего родителя. По тем правилам, которые проповедует родитель.

Правила в дисфункциональных семьях незыблемые. От каждого требуют быть совершенством. Начинаются эти требования вро­де бы с незначительных замечаний: «Не реви. Хорошие де­вочки (мальчики) не плачут». Ничего особенного, только ребенку дали понять, что он не относится к «хорошим», что ему нужно выполнять какие-то правила, чтобы получить одобрение. Вся дальнейшая жизнь ребенка и затем взрослого чело­века может быть истрачена на опровержение этого заяв­ления родителя. Он стремиться достигать больших результатов, часто жертвуя своими желаниями, достигая тех результатов, которые ждут от него взрослые.

Дисфункциональные семьи не умеют ни сами разре­шить свои проблемы, ни обратиться за помощью к другим, так как живут в социальной изоляции, тратя все силы на поддержание ложного образа сплоченной, благополучной семьи. Иногда такие семьи называют фасадными, или псев­доблагополучными.

В таких семьях часто можно услышать:

  • будь сильным, хорошим, правильным, совершенным;
  • живи так, чтобы мы гордились тобой;
  • не будь эгоистом;
  • делай так, как я тебе говорю, а не так, как я делаю;
  • нечего тратить время на игры и забавы;
  • не раскачивай лодку, сохраняй имеющееся положе­ние вещей;
  • не выноси сор из избы.

Все это сводиться к трем главным правилам дисфункциональной семьи, которые определены как три «не»: не говори, не чувствуй, не доверяй.

Естественно, что в дисфункциональных семьях совсем не та атмосфера, которая позволяет каждому члену семьи расти духовно. Люди, выросшие в дисфункциональных се­мьях, имеют полное право сказать: «В детстве у меня не было детства»

У только что родившегося ребенка можно отметить пять особенностей: все дети ценны, ранимы, несовершенны, за­висимы и незрелы. Родители, уважая их изначальную цен­ность, помогают детям развиваться по каждой из означен­ных характеристик. Когда дети вырастут (естественно, в здоровой семье), они станут зрелыми, хорошо функциони­рующими людьми с положительной самооценкой, с прият­ным ощущением от возможности быть самими собой. Семьи, где нарушены основные функции этого не дают, там формируется личность с нарушенными границами, отсутствием своего «Я», где воспитание сводиться к жестким установкам.

Что это такое — жестокое обращение с ребенком? Это не только явное активное, откро­венно неприемлемое поведение взрослых – побои, причиняю­щее страдание ребенку, бывает еще много случаев скрытого, или пассивно жестокого обращения.

Различают эмоциональное насилие. Это «ядовитая» пе­дагогика, направленная на подавление чувств ребенка. Всякие запреты: «Не реви», «Не радуйся, — а то как бы пла­кать не пришлось». Родители, как взрослые люди призваны обучать ребенка проживать адекватно реагировать на ситуации через то, что дети учатся определять и проживать чувства в каждой конкретной ситуации. Когда сами родители запрещают чувствовать, ломается «механизм» адекватного восприятия мира. Ребенок знакомится с миром иллюзий.

Нравственное насилие может проявляться как вмешательство в формирование духовно нравственных цен­ностей не позитивным, а негативным образом. Частые ука­зания с использованием частицы «не» тоже могут быть формой духовного насилия: «Ты не должен так думать», «Ты этого не можешь понимать»

Ребенок может быть одет, накормлен. Он играет, учит­ся. Никто его не бьет, не называет дураком. Но если его никогда не ласкают, не прикасаются к нему каждый день, не целуют, не обнимают, не говорят ему, какой он замеча­тельный, как он дорог, то это значит, что с ним обращаются жестоко. Это пассивная форма жестокого обращения. «Мы на тебя все силы положили, мы никаких денег на тебя не жалеем, а ты, неблагодарный(ая), вздумал(а) идти против воли родителей, ты не хочешь учиться в этой шко­ле». Это тоже жестокое обращение. После подобных уп­реков переживания ребенка (что родители его не понима­ют и не любят) бывают очень сильными. И выразить эти чувства в детстве у него нет возможности. После этого он не верит, что родители его любят без всяких условий, что он будет им дорог, что бы с ним ни случилось

Можно много приводить примеров и все они будут сводиться к одному, когда взрослые участники семейной системы (родители, бабушки и дедушки и т.д.), родившиеся и воспитанные в похожих условиях формируют те же самые установки и живут по выученным с детства правилам. Требуется «перезагрузка», «семейный ликбез». Наполнение новыми знаниями, умениями позволит скорректировать у взрослых представления о семейной системе, ее функциях. Разработка и проведение специальных программ по «Семьеведению» может повысить компетентность родителей и формировать новые установки и правила построения пространства, где много тепла света и радости – семейного пространства.

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (7 человек, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *