Сегодня у всех на слуху вот такая аббревиатура из четырех букв — СДВГ. И, мало того, что это не совсем понятно, так это еще и относятся к нашим детям. Давайте попробуем разобраться, что же такое СДВГ.
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью – неврологическое расстройство развития поведения, проявляющееся гиперактивностью, импульсивностью, и трудностью в концентрации внимания.
До сих пор, отнесение данного синдрома к заболеванию, считается спорным вопросом, и единого мнения на данный счет не существует.
И, тем не менее, как писалось выше, совокупность трех перечисленных симптомов, составляет синдром дефицита внимания с гиперактивностью, который при определенных обстоятельствах требует вмешательства специалистов. Существует немалое количество научных исследований, изучающих взаимосвязь наличия СДВГ с различными типами отклоняющегося поведения, такие как, развитие адиктивного поведения, различных девиаций, и психопатологий. Исследования ряда зарубежных авторов демонстрируют связь СДВГ и зависимости от психоактивных веществ. Кроме того, страдающие СДВГ имеют повышенный риск перехода от злоупотребления к зависимости и от алкоголизма к наркомании. В качестве примера, приведем данные международного исследования. У 20-24% зависимых от психоактивных веществ обнаружен СДВГ детского возраста, и у 12-16% — СДВГ взрослого периода (по данным Kessler et al., 2007, Simon et al., 2009).
Страдают данным расстройством примерно до 5% детей, причем, СДВГ чаще встречается у мальчиков, приблизительно в три раза, чем у девочек.
Зачастую, столкнувшись с данной проблемой, родители не в состоянии адекватно оценить происходящее, и обычно относят определенное поведение ребенка к недостаточному воспитанию. У таких детей очень часто возникают проблемы в школе: с обучением, в отношениях с коллективом сверстников, и в целом, наблюдаются определенные сложности при взаимодействии с окружающим социальным миром. И, естественно, если не вмешаться вовремя, то данный симптомокомплекс негативным образом скажется в дальнейшей жизни и развитии ребенка.
Данный синдром развивается у всех по-разному, однако имеются основные общие критерии, различив которые, можно заподозрить о наличии данной проблемы. Рассмотрим каждый в отдельности.
1)Импульсивность.
Проявляется в недостаточном контроле над своим поведением в ответ на конкретно предъявляемые требования. Глядя на таких детей, создается впечатление, что они чрезвычайно быстро реагируют на какую-либо возникшую ситуацию. В действительности, такие дети оказываются небрежны, невнимательны и легкомысленны. По этой причине, такие дети не могут адекватно оценить степень риска и опасные последствия своих действий. В результате, дети, часто подвергают себя необоснованному и ненужному риску. Как пример из жизни, такие ученики в классе не дают договорить учителю, перебивают, вскакивают с места.
2)Гиперактивность.
Таких детей очень легко распознать. Они постоянно находятся в движении. Даже если ребенок стоит на одном месте и говорит с вами, то он совершает огромное количество движений в это момент: подпрыгивает, подтанцовывает, размахивает руками и т.д. Они, словно заведенные, кажутся чрезмерно суетливыми и общительными. Нередко, их действия сопровождаются волнением.
3)Невнимательность.
Таким деткам очень сложно достаточно длительное время сконцентрировать свое внимание на одном виде деятельности. Они забывчивы, рассеяны, в силу своей невнимательности, неисполнительны. Порой, при беседе с такими детьми, создается впечатление, что они вас не слушают.
Точная причина развития и формирования СДВГ до сих пор не ясна. На сегодняшний день, склоняются к мультифакториальной этиологии данного расстройства. Приведем некоторые из них.
- Генетическая природа. Существует мнение, что данное расстройство носит наследственный характер.
- Не менее важный фактор – это образ жизни и поведение будущей матери во время беременности. Так, употребление спиртных напитков и наркотических веществ во время беременности, может спровоцировать развитие СДВГ у ребенка.
- Различные травматические и токсические воздействия на головной мозг ребенка в период раннего развития, значительно увеличивает риск развития СДВГ.
Такие нейробиохимические данные, как дефицит определенных нейромедиаторов нервной системы, подчеркивают тот факт, что СДВГ является заболеванием. Соответственно, и методы помощи, должны включать не только психологические и психотерапевтические приемы, но и также, обязательное фармакотерапевтическое вмешательство.
Своевременное, адекватное, квалифицированное и комплексное (родители, психологи, врачи) вмешательство для коррекции данного вида расстройства у ребенка, способно обеспечить полноценную и качественную его жизнь в будущем.