Семья — экспериментальная площадка, лаборатория человеческих отношений

Семья – система, которая развивается по особым законам, правилам, может включать разное количество участников, имеет свое начало и свое завершение. Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит в первых рядах. Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые семьи.

Все семейные отношения регламентируются законом и прописаны в Семейном кодексе РФ, однако на практике часто мы встречаем другую действительность. Есть семьи внешне «благополучные», где внутри кипит бурная деятельность, нарушаются, ущемляются права ребенка и друг друга, процветает домашнее насилие, откуда дети бегут на улицу и попадают в сомнительные компании или замыкаются в себе, начинают употреблять психоактивные вещества (ПАВ).  Сам факт, что ребенок предпочитает подвергать себя опасности, чем находится в семье, указывает на семейное неблагополучие.

Большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т.д.), изучающих современную семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Само понятие семьи утратило в настоящее время былую четкость и определенность. Семья оказывается тем самым своеобразной «экспериментальной площадкой, лабораторией» человеческих отношений, где не прекращается всякого рода эксперименты. Люди экспериментируют на своих собственных жизнях и жизнях других людей. Вновь и вновь сотни тысяч, миллионы традиционных семей во всем мире входят в дисгармоничное состояние, вновь и вновь миллионы людей испытывают острую душевную боль и пытаются найти какой-то выход из своей собственной кризисной ситуации. Подавляющее большинство людей либо игнорируют семейный кризис и «проживают» его через психосоматические расстройства, по-другому – различные заболевания, либо, проходя через стадии эмоционального разрыва и развода, пытаются воссоздать ее с другим партнером и начинают уже как бы в «новом» качестве движение к кризису новой семьи.

Люди учатся экономике, финансам, управлению чтобы профессионально заниматься бизнесом. А семья намного сложнее и на порядки важнее для развития человека, но никто не готовит профессионалов в построении семьи. Многие люди строят семью по образу и подобию своей родительской семьи, часто не желая этого, копируют и положительные и отрицательные моменты из своего детства.   Все стремятся иметь счастливую семью, причём надолго, на всю жизнь, но практически никто не подходит к её созданию.  Надеются на всесилие любви. Только любви не хватает на построение здоровой, благополучной семьи.

И сейчас самое время закладывать новые основы развития семьи.

Здоровье семьи — это, прежде всего, определение места каждого члена семьи, осознание функции семейной системы.

Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей.

В отдельные исторические периоды, в разные социально-экономические условия семья выполняла разные функции. Важно понимать, что с течением времени в семье удельный вес (важность) каждой из функций может меняться. Какие-то функции выходят на первый план, а какие-то на второй или вообще исчезают. Появление детей в семье выдвигает на первый план функцию воспитания и быта. В молодой семье на первом месте может быть секс, а в пожилой — нет. Семьи, адекватно выполняющие все или большинство функций, называются функциональными. В случае нарушений функций (особенно приоритетных) такие семьи называют дисфункциональными. Коротко рассмотрим те функции, которые присутствуют в современной семье.

Репродуктивная функция. Воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода. Здесь главным является удовлетворенность количеством членов семьи, т.е каждый участник семейного пространства доволен присутствием других участников. В случаях, когда домашних животных называют «сыночком» говорит о скрытой неудовлетворенности в этой функции.

Воспитательная функция. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Это прежде всего создание определенной среды как, возможности раскрыть способности и склонности человека. Воспитание – питательная среда для проявления своей уникальности, как для детей, так и для взрослых.

Обучающая функция. В семье происходит обучение, где учат не только говорить, ходить, одеваться, а так же традициям. Важным является сформировать жизненные навыки, которые помогут ребенку прожить самостоятельно во взрослой жизни, а взрослым участникам семейной системы эффективно взаимодействовать друг с другом.

Коммуникативная функция. Существует внутрисемейная коммуникация: способы передачи информации друг другу (комплименты, похвала, наставления, указания), внесемейные: общение членов семьи с другими людьми, семьями, организациями. Важно понимать, что русское слово «общение» и латинское «communicatio» происходит от «общее». То есть именно в семье происходит первый опыт деления общим, обретения общего с другим человеком, без чего немыслима дальнейшая социализация человека. Эта функция связана с понятием границ личности, умением передавать и принимать информацию доступным способом.

Эмоциональная функция. Эмоциональная функция семьи — это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Функция позволяет научиться адекватно реагировать на все события в жизни, при этом сохраняя психическое здоровье.

Духовно-психотерапевтическая функция. Духовное общение — личностное развитие членов семьи, создание традиций, правил, по которым живет семья, что помогает проживать кризисы личности.

Развлекательно-рекреативная функция. Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи может проявляться через организацию совместного отдыха, семейные праздники, походы в кино, поездки и путешествия. Это объединяет семью, позволяет насытиться эмоциями и впечатлениями, дает почву для новых впечатлений.

Сексуально-эротическая функция. Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Благодаря этой функции проходит обучение половому поведению детей. Игнорирование этой функции влечет к ранним бракам и ранней беременности.

Хозяйственно-бытовая функция. Удовлетворение членами семьи своих биологических и материальных потребностей. Питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование общего пространства- все это необходимо формировать исходя из потребностей и желаний всех членов семьи. Здесь формируется понятие «мое» и «ответственность за свое имущество», а так же «вещизм», как сверхидея обладать большим количеством вещей.

Экономическая функция. Ведение членами семьи бюджета. Формирование крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности. Здесь формируется так же культура обращения с деньгами у подрастающего поколения.

Статусная функция. Передача по наследству некоторых статусов, например династия врачей.  Внутри семьи поддержание статуса каждого члена, например «Глава семьи».

Функция первичного контроля. Обеспечение условий для безопасного поведения членам семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с условиями среды. Здесь важно понимать, что это первичный контроль и когда участник семейной системы подрастает или выздоравливает, эта функция должна быть ослаблена. Гиперопека и контроль часто лежат в основе различных девиаций у ребенка.

Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.

Функция социализации. Cемья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, поскольку они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Семья — малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами.

Функция объединения усилий. Это объединение участников семейного пространства для проживания какого-либо кризиса — потери близкого человека и проживание этого горестного события.

Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, значительно упрощая организацию жизненного пространства человека и создавая условия для более благополучного проживания и развития. Можно сказать, семья может быть местом, где безопасно жить, творить, пробовать новое.

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 человек, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *