Виртуальный мир: как не «зависнуть» в интернет-реальности?

Тема компьютерной зависимости – одна из самых актуальных в настоящее время. Многие семьи сталкиваются с ней, когда один или несколько членов семьи «днями – ночами сидят в Интернете». Особенное беспокойство вызывают дети: ухудшение успеваемости и здоровья, изменение поведения.

Прежде чем говорить о вреде и последствиях компьютерной зависимости необходимо учесть несколько моментов.

Во – первых, интернет – это часть нашей жизни. Согласно статистическим данным, 15% людей постоянно находятся в режиме он-лайн, 30% ведут блоги. Это способ связи, общения и получения информации, это и профессиональный вид деятельности, способ обучения и проведения досуга.

Во – вторых, это удобно и быстро. И нет регалий, должностей, я могу обратиться к президенту, к любому артисту, в любую организацию. Интернет позволяет быть в курсе всех последних событий, получать новые знания и опыт, организовывать и развивать свои сообщества, группы по интересам. Благодаря социальным сетям можно найти работу, приобрести друзей и найти спутника жизни.

В – третьих, виртуальное общение представляет особый мир, в котором человек может быть самим собой или представлять свой идеализированный образ, не боясь выражать свои эмоции, чувства, делиться успехами и опытом. Ты находишься в общем «муравейнике», и в тоже время – ты независим и выделяешься среди всех. Можешь стать «звездой» и получать признание, поддержку и понимание. Все это предрасполагает к возникновению зависимости. Человек в он–лайн режиме получает то, что не может получить в реальном мире: удовольствие от общения и виртуальной деятельности (напр., игр), признание, поддержку, возможность быть самим собой или тем, кем очень хочется быть. То есть, по большому счету, человек живет (именно живет) в виртуальном мире, думает, делает, чувствует.

Как проявляется компьютерная зависимость?

Можно, например, заполучить «мобильный невроз». Это состояние знакомо многим: ощущение тревоги, если вы забыли мобильный телефон дома. А 70% людей в этой ситуации кажется, что они сразу попадают в вакуум, дело доходит до панических состояний. У других наблюдается синдром «фантомной вибрации», люди чувствуют, что у них в кармане вибрирует телефон, даже если его там нет.

Самое неприятное, конечно, формирование компьютерной зависимости. Основные признаки: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту и записи в социальных сетях, блогах, предвкушение следующего сеанса, увеличение времени, проводимого он-лайн (по некоторым данным до 14 и более часов в сутки), увеличение количества расходуемых денег, пренебрежение реальным общением, домашними обязанностями, учебой или работой, раздражительность и даже агрессия, если человека отвлекать от компьютера, ухудшение здоровья: снижение зрения, бессонница, снижение иммунитета, головные боли, боли в спине и т.д.

У молодых людей наблюдается, «раннее взросление», излишний прагматизм. Если старшее поколение определялось с тем «кто я» и «что я» к 30 годам, то современная молодежь, это может уже сделать годам к 15, настолько обширный круг информации можно получить из интернета. При этом наблюдается удивительная неприспособленность в быту, коммуникативная безграмотность (в реальных коммуникациях), стремление получать результат сразу и неумение предвидеть последствия, безответственность по отношению, прежде всего к себе, и к окружающим. Виртуальная деятельность направлена, скорее, на сбор, поиск информации, а не на детальное обдумывание, поиск решений.

Компьютер — легкий способ избегания проблем, можно не общаться, не думать, не делать. Это и хороший способ получить «дозу адреналина», получая удовольствия и драйв от виртуальной игр или общения. Это и, как уже говорилось выше, способ получить поддержку и понимание. Если ваш близкий человек постоянно «зависает» в интернете, это является сигналом, что в семье есть проблемы, которые касаются всех, а не только самого зависимого. Возникает вопрос «что происходит, почему и от чего бежит человек»?

Так, что же делать? Как оградить близкого человека от интернет зависимости?

Люди, как правило, находят наиболее простые способы. Например, родители отбирают ноутбуки и телефоны, наказывая свое чадо. Супруги постоянно скандалят и конфликтуют по этому поводу. Надо сказать, репрессивные и запретительные меры могут быть действенными «здесь и сейчас», но проблему не решают.

Необходимо ответить на два основных вопроса:

—        во – первых, чем должен будет заниматься ваш близкий человек, если не будет часами «зависать» за компьютером? Смотреть телевизор? Есть ли какая – либо приемлемая альтернатива «сидению» за компьютером? Это сложный вопрос, требующий работы всей семьи и заинтересованности всех в том, чтобы проблема была решена. Если вы работаете с ребенком, а отец сутками «зависает» в играх, то будет сложно решить проблему.

—        во – вторых, как обеспечить зависимому то, чего он лишен в реальной жизни – доверия и признания, поддержки, понимания?

В любой семье важен доверительный диалог между членами семьи, искренняя заинтересованность друг в друге, стремление к эмоциональной удовлетворенности всех. Если в реальной жизни не качественное общение, а только обмен репликами, то возникает естественная потребность «уйти» туда, где ты интересен, тебя признают. И интернет – это самый быстрый, удобный способ найти поддержку и понимание. Нужно помнить и понимать, никакое виртуальное общение не заменит реального. Учите детей и учитесь сами настоящему общению.

Если мы говорим о детях, то должен быть разумный практичный режим дня, т.е. вы распределяете время на уроки, прогулки, и возможность что – то делать за компьютером: общаться со сверстниками, играть и т.д. При этом ребенку нужно доступно и серьезно объяснить, что чрезмерное увлечение компьютером может принести вред здоровью: влияние на зрение, физическую форму, позвоночник и т.д.

Так же, имеет большое значение общая цель семьи, распределение обязанностей в быту, совместное проведение досуга, то есть те моменты, которые делают семью семьей.

Важно также учиться самому и учить детей получать удовольствия из реальной жизни, удовольствия от природы, движения, общения, искусства.

Тапакова Венера.

Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги аккредитация ППЛ, регистрационный номер 0356.

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (2 человек, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *