Стратегия антинаркотической политики

Пути и методы реализации стратегии антинаркотической политики.

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690.

Необходимость принятия Стратегии продиктована современной наркоситуацией в Российской Федерации, которая характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков, таких как героин, дезоморфин, стимуляторы амфетаминового ряда, синтетические каннабиноиды, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, расширением спектра наркотических веществ.

Фактическая численность наркозависимых в Российской Федерации составляет от 2 до 2,5 миллионов человек, причем, преимущественно в возрасте от 18 до 39 лет.

Более 90% наркозависимых лиц являются потребителями наркотических средств опийной группы. Ключевыми факторами негативного развития наркоситуации в Российской Федерации является масштабное производство опиатов на территории Афганистана и их последующий транснациональный трафик на территорию России, а также стойкое увеличение масштабов потребления кустарно изготавливаемого наркотического средства дезоморфин. Кроме того, в ряде российских регионов отмечается рост распространения новых видов психоактивных веществ, способствующие быстрому формированию зависимых форм поведения.

Действующее антинаркотическое законодательство не позволяет эффективно вести мониторинг развития наркоситуации, в частности установить относительно точное количество потребителей наркотических средств. Диспансерный учет наркозависимых ведется на добровольной основе. Показатели смертности от острых отравлений наркотическими средствами также не могут рассматриваться в качестве объективной статистики, так как включают только смертельные случаи у лиц с обнаруженными на момент исследования в организме наркотическими средствами. Кроме того, значительная часть наркозависимых умирает от вторичных острых заболеваний, развивающихся в результате наркотизации, таких как гнойно-септические заболевания, которые являются основной причиной смертности потребителей дезоморфина.

Проводимая профилактическая деятельность не имеет системных основ. Одной из основных проблем является то, что действия в области профилактики наркомании не имеют научно-практической базы. Многие профилактические программы являются недостаточно профессиональными и реализуются лицами, не имеющими специальной подготовки и образования. Ситуация усугубляется тем, что в России отсутствуют образовательные учреждения по подготовке специалистов в области профилактики различных форм зависимостей. Из-за отсутствия профессиональных кадров антинаркотическая работа, как правило, носит эпизодический, несистемный характер. Обязанности по реализации профилактических антинаркотических программ сегодня возложены на специалистов смежных направлений социальной работы, только в качестве дополнительных функций.

Еще более слабым звеном в системе комплексной профилактики наркомании остается организация лечебно-реабилитационной работы с наркозависимыми. Действующая сегодня система наркологической помощи в структуре учреждений здравоохранения. В социальной реабилитации недостаточно используется потенциал общественных объединений и религиозных организаций. При отсутствии эффективного лечения наркобольных теряется смысл целого направления антинаркотических мероприятий, направленных на развитие системы раннего выявления заболевания.

Сложившаяся ситуация требует принятия комплексных и сбалансированных мер, которые не только существенно снизили бы немедицинское потребление наркотиков и последствия их потребления, но и способствовали разрушению финансовых, организационных, информационных основ наркоиндустрии.

Цели и задачи Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

 Стратегия государственной антинаркотической политики — официально принятые основные направления государственной политики, определяющие меры, организацию и координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.

Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области противодействия незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.

Достижение генеральной цели Стратегии осуществляется на основе сочетания мер по следующим направлениям:

  • — сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия наркоагрессии;
  • — сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы;
  • — развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.

Основные стратегические задачи:

а) разработка и внедрение государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации;

б) создание и реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации;

в) выработка мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации, адекватных существующей наркоугрозе;

г) обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

д) создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;

е) совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации;

ж) совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.

III. Методы реализации Стратегии государственной антинаркотической политики.

 1. Совершенствование системы мер по сокращению предложения наркотиков.

Основным содержанием системы мер по сокращению предложения наркотиков в незаконном обороте являются согласованные действия организационного, правоохранительного, нормативно-правового и международного характера, принимаемые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, при координирующей роли Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, направленные на противодействие нелегальному ввозу наркотиков из-за рубежа, а также их незаконному производству, транспортировке и распространению на территории страны.

Главными стратегическими угрозами в данной сфере являются контрабанда афганских опиатов и каннабиноидов из стран Центральной Азии, синтетических наркотиков из Западной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии.

Вопросом, требующим отдельного внимания, является расширение немедицинского потребления средств, содержащих психоактивные вещества, в отношении которых меры контроля не установлены. Масштабы потребления дезоморфина, кустарно изготавливаемого из кодеинсодержащих лекарственных препаратов неуклонно увеличиваются.

Для решения поставленных задач по снижению предложения наркотиков необходимо:

  • — пресечение контрабанды наркотиков на территорию Российской Федерации, что достигается за счет усиления пограничного контроля и расширения международного сотрудничества направленного на пресечение культивации наркосодержащих растений и производства наркотиков в Афганистане и наркотрафика в странах транзита;
  • — разработка и производство новых лекарственных средств, содержащих наркотики (в масляных формах, пластырей и других), извлечение которых легкодоступным путем невозможно и применение которых в немедицинских целях затруднено.
  • — совершенствование системы мероприятий по выявлению новых видов психоактивных веществ с целью их классификации и решения вопроса о включении в списки I, II и III перечня наркотических средств.

2. Совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики.

Система мер по сокращению спроса на наркотики, направленная на оздоровление населения Российской Федерации путем снижения потребления наркотических средств и психотропных веществ и уменьшения неблагоприятных социальных последствий их употребления, строится на основе приоритета профилактических мер общественного, административного и медицинского характера и включает в себя:

а) государственную систему профилактики немедицинского потребления наркотиков;

б) наркологическую медицинскую помощь и социальную реабилитацию больных наркоманией.

Приоритетным направлением остается первичная профилактика наркомании. Стратегической целью первичной профилактики является сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.

Достижение названной цели осуществляется путем формирования негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков и других психоактивных веществ, повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за участие в их незаконном обороте.

Формирование негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков задача средств массовой информации, для решения которой требуется научно-обоснованный подход. Эффективность антинаркотической пропаганды зависит от объема и содержания материалов размещаемых в средствах массовой информации. Исследования и научное обоснование информационной работы необходимо для исключения обратного эффекта, при котором антинаркотическая пропаганда может вызывать повышенный интерес к потреблению наркотиков у населения.

К тому же, для противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков необходим глобальный мониторинг информационных материалов, содержащих прямую или косвенную информацию о наркотиках в средствах массовой информации с выявлением и последующим исключением из эфира СМИ, тех информационных материалов, которые могут играть роль скрытой рекламы потребления наркотиков.

Решение задачи повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков заключается в разработке и реализации комплексной системы информационно-просветительской работы местными субъектами профилактики наркомании. Решением проблемы нехватки профессиональных кадров является организация на базе действующих высших учебных заведений дополнительного образования по специальности аддиктология для врачей, психологов, педагогов, социальных работников, координаторов профилактической работы. Помимо этого, требуется обязательное включение в образовательные стандарты специальных дисциплин антинаркотической направленности.

Другими важными путями сокращения масштабов немедицинского потребления наркотиков являются:

  • — организации и проведение профилактических мероприятий с группами риска немедицинского потребления наркотиков;
  • — развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, в частности посредством ежегодной диспансеризации;
  • — создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность, формирование, стимулирование развития и государственная поддержка деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой наркомании;
  • — формирование психологического иммунитета к потреблению наркотиков у детей школьного возраста, их родителей и учителей.

Мероприятия профилактики немедицинского потребления наркотиков предназначены для всех категорий населения, в первую очередь для несовершеннолетних и молодежи.

В формировании системы профилактики немедицинского потребления наркотиков участвуют органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации, граждане, в том числе специалисты образовательных, медицинских и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций. Для максимальной эффективности реализации комплекса антинаркотических мероприятий, необходимо разработать механизмы социального партнерства между государственными структурами и коммерческими компаниями, общественными объединениями и организациями.

Наркологическая медицинская помощь и социальная реабилитация больных наркоманией.

Современное состояние системы наркологической медицинской помощи определяется низкой ее результативностью.

Для повышения эффективности и развития наркологической помощи необходимо совершенствование основ законодательного, экономического и иного обеспечения организации обязательных форм оказания медицинской помощи больным наркоманией, в том числе вопросов межведомственного взаимодействия и его информационного обеспечения, а также формирование государственной программы научных исследований в области наркологии.

Реабилитация больных наркоманией определяется как совокупность медицинских, психологических, педагогических, правовых и социальных мер, направленных на восстановление физического, психического, духовного и социального здоровья, способности функционирования в обществе без употребления наркотиков.

С учетом особенностей заболевания, результативно-определяющее значение имеют именно реабилитационные мероприятия с наркозависимыми. Главной проблемой в области терапии наркозависимых на сегодняшний день является значительное преобладание лечебных мероприятий над реабилитационными, что и определяет их итоговую неэффективность. Развитие системы социальной реабилитации возможно несколькими путями:

  • — перепрофилирование действующих наркологических стационаров лечебного профиля на работу реабилитационной направленности;
  • — организация дополнительных отделений реабилитации в структуре наркологической службы учреждений здравоохранения;
  • — использование потенциала традиционных религиозных конфессий, общественных организаций в государственной системе реабилитационной помощи наркозависимым.

Для реализации потенциала негосударственных реабилитационных организаций необходима разработка правовых основ их деятельности, а также критериев оценки эффективности их работы.

Определяющее значение в реабилитационной работе имеют:

  • — создание механизмов мотивации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, на участие в реабилитационных программах. Существенно повлиять на решение этого вопроса может введение в законодательство Российской Федерации норм, предоставляющих подсудимым, больным наркоманией и признанным виновными в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, возможность выбора между лечением и уголовным наказанием, а также устанавливающих механизм контроля за принятыми данной категорией лиц обязательствами по лечению и ответственность за их невыполнение
  • — разработка программ целенаправленной работы с родственниками лиц, участвующих в реабилитационных программах, обеспечивающей формирование социально-позитивного окружения реабилитируемых;
  • — разработка механизмов государственной поддержки учреждений и организаций, обеспечивающих социальную и трудовую реинтеграцию участников реабилитационных программ.
  1. Организационное и правовое обеспечение реализации Стратегии государственной антинаркотической политики.

а) совершенствование законодательства Российской Федерации по основным стратегическим направлениям государственной антинаркотической политики;

б) создание государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации;

в) разработка и реализация федеральных и региональных целевых программ в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту;

г) повышение роли антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации в части, касающейся законодательного закрепления обязательности исполнения решений комиссий для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

V. Ожидаемые конечные результаты стратегии.

а) существенное сокращение предложения наркотиков и спроса на них;

б) создание и функционирование государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации;

в) создание и функционирование государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков;

г) Создание современной эффективной системы лечения и реабилитации больных наркоманией.

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 человек, средняя оценка: 4,33 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *