Первичная профилактика имеет следующие задачи:
- Совершенствование, повышение эффективности используемых ребёнком или подростком активных, конструктивных поведенческих стратегий;
- увеличение потенциала личностно-средовых ресурсов (формирование позитивной, устойчивойЯ-концепции, повышение эффективности функционирования социально-поддерживающих сетей, развитие эмпатии, аффилиации, внутреннего контроля собственного поведения и т.д.)
Основными способами реализации задач первичной профилактики является обучение здоровому поведению: осознание, развитие и тренировка определённых умений справляться с требованиями социальной среды, управлять своим поведением, а также оказание детям и подросткам психологической и социальной поддержки адекватными поддерживающими системами и структурами.
Выполнение задач первичной профилактики должно осуществляться специально обученными в области профилактики психологами, медицинскими и социальными психологами и педагогами.
Вторичная профилактика включает в себя как социально-психологические, так и медицинские мероприятия неспецифического характера. Её контингентом являются дети и подростки с поведением риска (аддиктивное поведение, уходы из школы и дома, безнадзорные дети, дети и подростки, проявляющие другие формы отклоняющегося и асоциального поведения, либо находящиеся в социальной ситуации, провоцирующей наркотизацию).
По своей направленности на контингенты риска вторичная профилактика является массовой, оставаясь индивидуальной в отношении конкретного ребёнка или подростка. Проводимые в рамках вторичной профилактики мероприятия ведут к уменьшению числа лиц с наркоманией в популяции путём вмешательства на ранних донозологических этапах её развития. Целью вторичной профилактики является изменение малоадаптивного дисфункционального поведения риска на адаптивную форму, прерывание эволюции патогенетического процесса.
Вторичная профилактика имеет следующие задачи:
- Развитие активных стратегий проблем-преодолевающего поведения;
- повышение потенциала личностно-средовых ресурсов;
- профилактическое воздействие социальных сетей, которое включает в себя создание разнообразных профилактических программ, имеющих целью совершенствование естественных сетей (семья) и создание искусственных (группы социальной и психологической поддержки, приюты, медико-психологические центры и программы поддержки, анонимные сообщества).
Выполнение программ вторичной профилактики должно осуществляться специально обученными профессионалами — психотерапевтами, психологами, педагогами и сетью непрофессионалов — членов групп само- и взаимопомощи, консультантами. Эффект от программ вторичной профилактики более быстрый, но менее универсальный и действенный, чем от первичной.
Третичная профилактика наркоманий среди детей, подростков и молодёжи является преимущественно медико-социальной, индивидуальной и направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжёлую форму, последствий в виде стойкой дезадаптации.
Целью третичной профилактики является максимальное увеличение срока ремиссий. При проведении третичной профилактики резко возрастает роль профессионалов – психотерапевтов, терапевтов и психологов, а также непрофессионалов – консультантов, членов социально-поддерживающих групп и сообществ.
Профилактика употребления психоактивных веществ не может рассматриваться изолированно от профилактики других нарушенных форм поведения, так как наркотизация является лишь одним из проявлений единого комплекса психосоциальной дезадаптации, представляющего собой широкий спектр поведения риска.
Поведение риска или отклоняющееся поведение является результатом неадекватных, дезадаптивных поведенческих форм, проявляющихся в детско-подростковом и молодом возрасте и имеющих целью самоактуализацию личности, проявление поиска независимости, отстаивание персонального пространства и личностных границ, поиск социальной и психологической поддержки, потребность включения в референтную группу сверстников и т.д. В связи с этим профилактика должна предусматривать, прежде всего, систему развития здоровых, адаптивных форм поведения, направленных на решение возрастных психологических и социальных задач. В основе профилактики должно лежать не пресечение основных направлений развития ребёнка и подростка, а изменение его поведения на более эффективную форму, выработка здорового поведенческого и жизненного стиля.
Необходимо достичь прогресса в трех областях профилактики наркомании:
Во-первых, здоровье населения, являющееся первым принципом осуществления контроля над наркотиками, должно вновь занять центральное место. В настоящее время объем ресурсов и политическая поддержка, оказываемая общественной безопасности и охране правопорядка, намного превышают финансовую и политическую поддержку общественного здравоохранения. Здесь необходимо восстановить равновесие. Зависимость от наркотиков – это болезнь, которую необходимо лечить, как и любую другую. Необходимо выделять больше средств на профилактику потребления наркотиков, лечение тех, кто является наркозависимым, и снижение отрицательных медицинских и социальных последствий злоупотребления наркотиками.
Во-вторых, контроль над наркотиками необходимо рассматривать в более широком контексте предупреждения преступности и верховенства закона, чтобы разорвать связи между незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, коррупцией и терроризмом.
В-третьих, защита общественной безопасности и охрана здоровья населения должны осуществляться таким образом, чтобы при этом не страдали права человека и человеческое достоинство. Отмечаемое в этом году 60-летие принятия Всеобщей декларации прав человека служит для нас полезным напоминанием о неотъемлемых правах человека на жизнь и справедливый суд. Хотя наркотики убивают, мы не должны убивать из-за наркотиков.
По мере нашего продвижения вперед права человека должны стать частью контроля над наркотиками.
Таким образом, профилактика наркомании должна быть эффективной.