Наркомания стимулирует рост преступности и коррупции

Глава МВД сожалеет, что закон не позволяет использовать конфискацию доходов наркоторговцев в полном объеме.
В России 4 млн. человек употребляют наркотики, за год зарегистрировано почти 139 тыс. наркопреступлений. Вчера по вопросам борьбы с наркоманией в Госдуме выступали министр внутренних дел Рашид Нургалиев, и.о. директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Александр Федоров и министр образования и науки Андрей Фурсенко. После выступления глава МВД дал эксклюзивное интервью «НГ».
– Рашид Гумарович, что более эффективно способствует противодействию незаконному обороту наркотиков: ужесточение или смягчение норм законодательства?
– МВД никогда не ратовало за ужесточение наказания к лицам, впервые совершившим преступление, особенно если это касается несовершеннолетних, молодежи или больных наркоманией. Мы даже предлагали исключить из санкции статьи 228 УК РФ наказание в виде лишения свободы. К сожалению, в сегодняшнюю редакцию статьи помимо приобретения и хранения включены такие составы преступления, как изготовление, переработка и перевозка, из-за чего мы не можем согласиться со смягчением наказания. Вместе с тем хотелось бы, чтобы законодатель более гибко подходил к определению наказания за совершение преступлений данной категории в зависимости от тех или иных квалифицирующих признаков.
– Как вы относитесь к введению конфискации доходов от наркоторговли в качестве дополнительной меры наказания?
– К сожалению, сегодняшнее законодательство не позволяет нам обеспечить такую конфискацию в полном объеме. Приведу пример. В этом году за торговлю наркотиками была осуждена преступная группа Петрова, которая занималась контрабандой кокаина из Латинской Америки в Англию. В общей сложности у них было изъято более четырех тонн наркотиков на общую сумму свыше 45 млн. долларов. По приблизительным оценкам, финансовые активы Петрова составляли более 50 млн. долларов. В то же время максимальный штраф, который может назначить наш суд – всего один миллион рублей.
– Что необходимо сделать, чтобы побудить больных наркоманией к добровольному лечению? Стоит ли вводить институт принудительного лечения?
– Прежде всего необходим закон о профилактике наркомании, в котором нужно определить концепцию этой деятельности, а также законодательно закрепить основания выявления и постановки на учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, их освидетельствование и медицинское наблюдение. А институт принудительного лечения, на наш взгляд, необходим для лиц, систематически нарушающих общественный порядок или создающих угрозу для своей жизни. Чтобы стимулировать наркоманов к добровольному лечению, по-моему, можно было бы применять к лицам, впервые совершившим правонарушение или преступление, не представляющее большой общественной опасности, замену предусмотренного наказания обязательным лечением или условным осуждением с обязательным лечением.
– С чем вы связываете сложившуюся в последние годы тенденцию снижения обращений больных в наркологические учреждения страны?
– Первое – это ослабление профилактической работы среди населения. Второе – низкая результативность лечения наркомании как в России, так и во всем мире. И третье – среди некоторых групп молодежи падает мода на потребление наркотиков. Некоторые молодые люди, понимая опасность последствий потребления тяжелых наркотиков, переходят на более легкие, а зачастую – на вино и пиво.
– Недавно в УК введено понятие «наркотическая доза». Что это такое? Каково ваше отношение к постановлению правительства о размерах средних разовых доз, которые были увеличены по сравнению с предыдущими в десятки раз?
– Наркотическая доза – понятие медицинское. Мне кажется, что применять его к запрещенным наркотикам как минимум некорректно. Что касается постановления правительства от 6 мая 2004 года, то с ним можно было бы согласиться, если бы статья 228 УК предусматривала ответственность только за приобретение и хранение наркотиков в личных целях. Однако в декабре прошлого года в нее были включены такие составы преступлений, как изготовление, переработка и перевозка. В соответствии с постановлением получается, что за изготовление девяти доз героина или еще хуже – сверхсильных синтетических наркотиков, наступает лишь административная ответственность.
– А как вы оцениваете в целом ситуацию с наркотиками, складывающуюся сегодня в стране? Какие меры принимает МВД?
– Немедицинское потребление наркотиков и их незаконный оборот наряду с другими новыми угрозами – такими, как терроризм и экстремизм, – оказывают все более разрушительное воздействие на развитие общества, стимулируют рост преступности и коррупции. В 2004 году выявлено несколько больше правонарушений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами: за 9 месяцев зарегистрировано 248 тысяч (за тот же период прошлого года – 220 тысяч). При этом более 60 процентов преступлений и 80 процентов административных правонарушений выявлено сотрудниками органов внутренних дел. И работа по профилактике наркомании в большей степени ложится на плечи милиции общественной безопасности. В частности, каждый год проводятся операции «Игла», «Семья», «Лето – детям», «Мак» и «Канал», а в учебных заведениях 24 субъектов Федерации введены должности школьных инспекторов по делам несовершеннолетних, которые занимаются профилактикой наркомании.

Источник:  http://www.mngz.ru/russia-world-sensation/723406-narkomaniya-stimuliruet-rost-prestupnosti-i-korrupcii.html

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5 человек, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *