Особенности взаимоотношений в дисфункционнальной семье как фактор возникновения депривации, девиантности и аддикции подростков

Отечественные и зарубежные специалисты, занимающиеся превенцией девиантного поведения (в частности наркомании), — социологи, психологи, педагоги, психиатры, наркологи выделяют, что семья может и должна ограждать ребенка от потребления наркотиков, при этом еще в 2010 году Государственным антинаркотическим комитетом были разработаны методические рекомендации «Организация и формы работы субъектов профилактической деятельности, в рамках работы антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, в области профилактики употребления наркотиков и психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними и молодежью», где были выделены основные причины, способствующие наркотизации несовершеннолетних: социальные (в том числе микро-социальные), психологические и биологические. К микросоциальным факторам была отнесена следующая патология структуры семьи: отсутствие одного из родителей; развод; неправильные методы воспитания (гиперопека, гипоопека), дисгармония семейных отношений, отрицательный пример родителей, употребление наркотических  средств в семье [1].

Семья как социальный институт имеет ряд особенностей.

Во-первых, это некая саморегулирующаяся система: микрокультура общения , сложенная членами семьи и неизбежное столкновением разных позиций, возникновение противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, если присутствует внутренняякультура , мораль и социальная зрелость членов семьи.

Во-вторых, это утвержденный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием и культурой, регулирующих как взаимоотношение внутри семьи, так и ее создание и изменение .

Социальный институт – семья, выполняет ряд важнейших функций, таких как:

  • биологическое воспроизводство общества (репродуктивная),
  • воспитание и социализация молодого поколения,
  • воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи,
  • сексуальный контроль,
  • забота о нетрудоспособных членах семьи,
  • эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).

Для понимания семьи как социального института важное значение имеет анализ ролевых отношений в семье как одного из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе. Так выделяются роли супружеские, родительские, детские, межпоколенные и внутрипоколенные и т.д.

К основным параметрам ролевой структуры семьи относят характер главенства, определяющий «систему отношений власти и подчинения, т. е. иерархическое строение семьи, и распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла»  [2].

Хорошо известно, что семья со своим ролевым механизмом изначально формирует поведение подростка в виде повторения или воспроизведения в собственной семье характера распределения семейных ролей, а также исполнение усвоенных ролей в той форме, в какой они исполнялись в родительской семье. Но это может быть и отвержение семейного уклада родительской семьи и поиска своих путей[3]. Но, безусловно, что многие поведенческие характеристики складываются из того жизненного опыта, который получили сами родители.

Дисфункциональность семейной системы возникает с появлением патологизирующих ролей в основе которых лежат защитные механизмы, обусловленные наличием личностных проблем каждого из членов семьи, а также нарушением функционирования семьи в целом.

Патологизирующие роли оказывают психотравмирующее действие не только на исполнителя, но и на остальных членов семьи и на семью в целом. Они могут быть как индивидуальными, так и семейными. К индивидуальным патологизирующим ролям относят такие роли, как «семейный козел отпущения», «позор семьи», «любимчик», «беби», «больной член семьи» и др. В случае семейных патологизирующих ролей причины лежат в области нарушений в системе «семья—социальное окружение» [4].

В целом, признаками дисфункциональной семьи являются:

  • отрицание проблем и поддержание иллюзий;
  • вакуум интимности;
  • замороженные правила и роли;
  • конфликтные взаимоотношения;
  • недифферениированность «Я» каждого члена;
  • границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами;
  • поддержание фасада псевдоблагополучия;
  • склонность к полярности чувств и суждений;
  • закрытость системы;
  • абсолютизирование воли, контроля (приводятся по книге Джона Бредшоу «Семья». Bradshaw J. «The Family/ A Revolutionary Way of Self-discovery». — Health Communications , Inc. Deerfied Beach, Florida/ — 1988. — 242 p.) [5].

Вышеперечисленные признаки дисфункционнальной семьи являютсяфакторами зарождения депривации подростков, с возможнымгенезисом девиантности и большим риском возникновения аддикции.

Рассмотрим вышеприведенные признаки более подробно.

Так, в случае отрицания проблем и поддержки иллюзий, можно наблюдать полное или частичное отрицание проблем девиации у родителя  и поддержка иллюзий подростком, что все в порядке вещей. Подросток воспринимает такое поведение нормальным, в силу того, что взрослые так должны поступать .

При вакууме интимности в неполных семьях она практически отсутствует. Ее существование обусловлено связями на стороне или сожительством с другим человеком, условным членом семьи. В полных семьях она носит также чисто условный характер.

При замороженных правилах и ролях психологическая атмосфера семьи зависит от состояния одного из членов, из числа взрослого , в данный момент времени . Отсутствие своего «Я» и конгнитивная, мотивационная и аффективная ригидность члены семьи носит устойчивый характер, при отсутствии ролей .

Конфликтные взаимоотношения в семье в основе своей имеют смешение ролей и отсутствие правил, противоречия в словах, в действиях, в поступках.  По определению, социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.  Конфликтные взаимоотношения приобретают устойчивый характер и становятся нормой поведения членов семьи, порождая страх, депривацию и девиантность подростков

Недифференцированность «Я» каждого члена представлена так, что иерархическая система семьи отсутствует в виде определенных правил. Роли перемешаны. Ориентиры для младших членов семьи потеряны. На фоне чего подросток  в поисках авторитета и потребности самореализации оказывается на улице. Наблюдается депривация, девиантность и может возникнуть аддиктивная форма поведения от ПАВ.

При смешении и разделении границ личности возникает конгнитивная и мотивационная ригидность, проявляющаяся в межличностных отношениях внутри семьи и аффективная ригидность, проявляющаясяв затруднениях при эмоциональном научении, в излишней фиксированности на объектах, константности эмоциональной оценки тех или иных событий, а также, как и в случае с мотивационной ригидностью, в образовании сверхценных идей при появлении аддикции .

Поддержание фасада псевдоблагополучия имеет в основе своей принципиально-важную задачу — сохранить то, что может наложить отпечаток на семью во взгляде со стороны. Ассертивность выражена в форме механизмов психологической зашиты (защита Эго семьи). Дети и взрослые подавляют свои чувства, отрицают то, что происходит, проецируют гнев и ненависть на предметы или на друзей. Создаетсяиллюзия любви и привязанности. Идеализируются, минимизируются, затуманиваются собственные чувства и сознание, что ведет к потере чувствительности, в форме депривации .

Склонность к полярности чувств и суждений выражается в противоречивых отношениях в семье,  развитии суждений и чувств в двух противоположных, но тем не менее взаимнообусловливающих и взаимно дополняющих друг друга направлениях. В конечном итоге вызывающих перенапряжение у подростков в виде девиантности .

Закрытость системы представляет собой живые, закрытые системы, к которым относятся семьи, где нет  обмена, как внутри себя, так и снаружи энергией и информацией, которые регулируются  с помощью границ.  Такие отношения вызывают у подростков страх и узость мировозрения, приводящие к  депривации социальной, нравственно — духовной сфер.

Абсолютизирование воли, контроля вызывают аберантность в семье. Абсолютизированность воли одним родителем приводит к контролируему поведению над другими членами семьи и вызывает фрустрацию, гнев. Боясь утратить контроль над ситуацией, они попадают под контроль событий или своих близких .

Из опыта работы с детьми » группы риска «, проходящих по суду из-за совершенных ими правонарушений, мы наблюдаем в 90% случаев тот факт, что это » продукты » дисфункционнальных семей  ( А. Шефлен , Д. Хейли, Д.Олсон, Т. Мишина, О. Шапатина, А. Захаров и др ). Так, практически все подростки знакомы с алкоголем. У 70% наблюдается устойчивая зависимость от табакокурения. В  40%  — пробапсихоактивных средств. Здесь мы вновь сталкиваемся с депривациейсопровождаемой аддиктивным поведением. Даже наличие одного из признаков дисфункционнальности семьи, в которых они проживают, а это в основном неполные семьи, отягощенные материальным положением, дают каузальные обьяснения поведения, заложенные с детства в комплекс индивидуальных особенностей психики подростка . Последнее, в полной мере, ведет к депривации подростка. И потому для нас является важным  обратить внимание на генетическую наследственность (например, темперамент человека), делая на ней акцент, как на личную историю индивида, видя в ней первоисточники, формирующие его дальнейшее поведение.(З. Фрейд, К.  Юнг , А. Адлер).

Характер данных взаимоотношений в дисфункционнальных семьях, несомненно приводит к аберантному восприятию и представлениям о ценности семьи ее членами. Следствием, рассмотренных выше признаков, является депривация подростков в одной или нескольких сферах жизни: экономической, социальной, биологической, духовно — нравственной. Таким образом, депривация служит основой девиантности, часто сопровождаемой аддикцией. Все эти процессы взаимосвязанны .

Литература

  1. Организация и формы работы субъектов профилактической деятельности, в рамках работы антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, в области профилактики употребления наркотиков и ПАВ несовершеннолетними и молодежью: методические рекомендации. URL: http:// dagnk.org (дата обращения: 15.04.2015).
  2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. С.41.
  3. См. Варга, А..Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс / А.Я. Варга. — СПб.: Речь, 2001. — 144 с.
  4. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. — М.: Владос-Пресс, 2004. — 320 с.
  5. Москаленко В.Д. Роли, которые нас выбирают. URL: https://irsol.wordpress.com /(дата обращения: 30.04.2015).
  6. Москаленко В.Д. Семейная система и наркомания. URL:http://www.narkotiki.ru/5_256.htm (дата обращения: 11.05.2015).

Автор: Иванов Александр

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока нет голосов)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *