Аяхуаска

Айхуаска (яге) напиток, обладающий сильным психоактивным действием, приготавливаемый из растения «Лиана духов». Употребление  распространено среди корнных жителей на территории Амазонии как минимум несколько столетий.

Иногда в продукт добавляют другие растения, также содержащие психоактивные вещества, например, кустарники содержащие диметилтриптамин (ДМТ), изолированное употребление которых не дает результата, в отличие от употребления «лианы духов».

Результаты употребление аяхуаски описываются как духовные откровения, связанные с глубоким пониманием человеческой природы, Вселенной т других философских вопросов.

Для коренных шаманов аяхуаска является воротами в мир духов. Аяхуаска для индейцев Южной Америки является таким же «священным лекарством», как пейот для индейцев Мексики.

Употребление может вызывать тошноту, рвоту, диарею и лихорадку, эмоционально-стрессовый эффект.

Негативные эффекты долгосрочного употребления не описаны. Смертельных случаев в результате употребления аяхуаски не зафиксировано.

Местные шаманы считают принципиально важным правильную процедуру принятия напитка, объясняя, что в состоянии, которое получает человек, он является энергетически уязвимым.

Психоактивное действие напитка обеспечивают содержащиеся в нем алкалоиды: гармин, гармалин и тетрагидрогарман. Гармин и гармалин являются селективными и обратимые ингибиторы моноаминоксидазы А, в то время как тетрагидрогарман является слабым ингибитором обратного захвата серотонина.

При сочетании различных растений в приготовлении аяхуаски, процесс ингибирование гармином и гармалином моноаминоксидазы позволяет диметилтриптамину всасываться неметаболизированным в желудке и тонком кишечнике, в результате чего преодолеть гематоэнцефалический барьер и активировать участки специфических рецепторов в головном мозге. Без ингибирования МАО диметилтриптамин окисляется и становится неактивным.

Аяхуаска используется в основном в качестве религиозного таинства. Пользователи аяхуаски в нетрадиционных условиях часто присоединяются к философии и космологии, связанного с аяхуаской шаманизма, который практикуется среди коренных народов.

Психологическое действие вещества начинается через полчаса после приема, достигает пика через 2 часа, продолжается от 5 до 8 часов. Прием аяхуаски незначительно увеличивает частоту сердечных сокращений и повышает артериальное давление.  С учетом этого, а также значительного психологического напряжения во время опыта, опасность употребления вещества прежде всего актуальна для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Психоделические эффекты аяхуаски включают зрительные и слуховые стимуляцию, смешивание сенсорных модальностей, и психологический самоанализ, что может привести к большим психологическим и духовным откровениям, или наоборот сильно напугать. Вещество обладает слабительным действием, что в совокупности с присутствием алкалоидов в кишечнике обеспечивает противоглистный эффект.

Интересной особенностью употребления аяхуаски является усиление психоактивного действия вещества приемом пищи. Это связано с тем, что алкалоиды накапливаются в печени, откуда попадают в желчь, которая выделяется с поступлением пищи.

Название «аяхуаска» относится конкретно к ботаническому отвару, растения «Лиана духов». Алкалоиды гармин и гармалин, также, как и диметилтриптамин содержатся в других растениях на разных континентах (Сирийская рута, Африканская рута, Гармала обыкновенная, некоторые виды акации и других).

Действие аяхуаски не верно объяснять механическим набором присутствующих в ней алкалоидов гармина и гармалина. Различие эффектов от приема аяхуаски и растения Гармала обыкновенная, содержащем в несколько раз более высокую концентрацию гармина и гармалина достаточно существенное.  Это объясняет неповторимые эффекты аяхуаски скорее всего присутствием в южноамериканском растении тетрагидрогармина и специфической пропорцией алкалоидов. Нейротоксический эффект, который возможен при употреблении высоких доз Гармалы обыкновенной и Сирийской руты практически недостижим при приеме аяхуаски.

В середине 20-го века аяхуаска как и другие психоделические вещества активно исследовались учеными. Напиток рассматривался в качестве возможного лекарства для лечения опийной наркомании. Американский философ, писатель и этноботаник Терренс Маккена длительное время исследовавший психоделики в своей книге «Пища богов» выдвинул теорию эволюционного скачка в развитии человеческой цивилизации благодаря экспериментированию наших прародителей с психоактивными растения, грибами и продуктами их приготовления, в которой рассматривал аяхуаску как один из таких инструментов внезапного развития.

В конце 20-го века, практика употребления аяхуаски питья стала распространяться в Европе, Северной Америке.

Аяхуаска не подпадает под действие Конвенции о психотропных веществах ООН от 1971 года. При этом выделенные алкалоиды являются психоактивными веществами оборот которых ограничен, либо полностью запрещен законодательством большинства государств. Это создает широкие возможности правовой интерпретации, которые решаются по-разному в разных странах.

Аяхуаска полностью легальна в Бразилии. Власти Перу объявили растение «Лиану духов» национальным достоянием, занимая важное место в традиционной медицине и самобытности коренных народов.

Оцените материал -

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 человек, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *